itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Fallout: тот самый вкус, тот самый песок на зубах

Игра, познакомившая жителей бывшего СССР с жанром постапокалипсиса. Эталон среди CRPG, породивший огромное количество подражателей, ни один из которых так и не сумел сравниться с ним. Вы угадали, это Fallout. Окунёмся в 1997 год снова и вспомним, как это было.

/
16K
60
43
66

Игра, познакомившая жителей бывшего СССР с жанром постапокалипсиса. Эталон среди CRPG, породивший огромное количество подражателей, ни один из которых так и не сумел сравниться с ним. Вы угадали, это Fallout. Окунёмся в 1997 год снова и вспомним, как это было.

Please stand by

Жадность. Жадность никогда не меняется. Римляне вели войны ради захвата рабов и богатства. Испания создала империю в погоне за золотом и территорией. Гитлер превратил опустошённую Германию в экономическую сверхдержаву. Electronic Arts не создали продолжение Wasteland. Стив Джексон упустил возможность войти в историю компьютерных игр. Но жадность никогда не меняется.

А вы, конечно, ожидали увидеть здесь классическое «Война. Война никогда не меняется»? Что ж, война меняется. Неизменными остаются три вещи: жадность, страх и глупость. Об этих трёх составляющих истории Fallout, а также о самом Fallout, мы и поговорим сегодня.

О мирном мире до Fallout

Да, было время… Помнится, несколько лет назад Брайан Фарго сотоварищи собирали средства на разработку Wasteland 2 и выпустили под это дело видеоролик о попытках Фарго пропитчить игру большим издателям. В ролике был чудный диалог: «Мы хотели сделать Wasteland 2, но у нас не было прав, поэтому мы сделали Fallout. — Вы сделали Fallout 3? Отличная игра! — Нет, мы сделали Fallout 1 и 2. — А что, были Fallout 1 и 2?!» Если вдруг вы так же удивились, что до Fallout 4 и 3 были Fallout 1 и 2, постарайтесь отнестись с пониманием к тому, что мы не так сильно любим 3 и 4, как 1 и 2. Дело тут в том, что 3 и 4 — хорошие игры, но так себе Fallout. Но обо всём по порядку…

В году 1988 от Рождества Христова вышла разработанная Interplay и изданная Electronic Arts игра, заложившая основу жанра постапокалипсиса в компьютерных играх, — Wasteland. Для своего времени это была великолепная игра. Как несложно догадаться по названию, она в (теперь) традиционно мрачных тонах повествовала о выживании группы людей в радиоактивных пустошах. Успех был колоссальным — Wasteland неоднократно включалась в списки самых-самых, включая номинации «Игра года» и «Самая значительная игра в истории» в ряде изданий и, что самое нехарактерное для эпохи, принесла разработчикам изрядную прибыль.

Fallout: тот самый вкус, тот самый песок на зубах

Неудивительно, что Interplay собрались разрабатывать продолжение… и тут нежданно-негаданно случилась задница. Права на игру остались у издателя — тогда ещё начинающей Империи зла Electronic Arts, — который по своим внутренним соображениям, в частности из-за того, что уже разрабатывал продолжение своими силами, решил, что Wasteland 2 от Interplay ему сейчас не нужен. По ряду объективных, необъективных и просто дурацких причин продолжение Wasteland от EA так и не увидело свет, а Interplay тем временем занялись следующим проектом — игрой под названием Meantime. Она должна была использовать движок, вселенную и прочие наработки от Wasteland, но тоже так и не увидела свет. Казалось бы, у вас на руках есть успешная игра, прямо-таки требующая продолжения, — что же может пойти не так?

Так бы и потонуть всему этому в болоте истории, если бы не программист Interplay Тимоти Кейн (не родственник Кейна из Command & Conquer), в 1994 году разрабатывавший под впечатлением от Crusader: No Remorse и X-Com: UFO Defense новый игровой движок. Движок получился неплохим и весьма подходящим именно для ролевых игр, поэтому Interplay… решили снова сходить в EA за правами на Wasteland, где закономерно получили большую жирную фигу. Утёршись после очередного ЕАшного плевка в лицо, Interplay решили сделать ролевую игру на основе GURPS — Generic Universal Role-Playing System, настольной ролевой системы компании Steve Jackson’s Games и главного конкурента Dungeons & Dragons в те годы.

До определённого момента всё шло замечательно… пока руководство SJG (не путать с SJW) не увидело вступительный ролик к будущему Fallout, тогда носившему гордое имя Vault 13: A GURPS Post-Nuclear Adventure, в котором бравые американские вояки расстреливают канадского солдата.

Взъерепенившись и показав, что аббревиатура SJG не зря отличается от SJW лишь одной буквой, Стив Джексон отказался от дальнейшего участия своей компании в проекте, оставив Interplay с почти законченной игрой без лицензии на ролевую систему. К счастью, Interplay не стали искать, у кого бы лицензировать что-нибудь ещё, и, переработав ролевую систему в уже почти отправленной на завод игре и дав ей название, под которым она и вошла в историю — Fallout: A Post-Nuclear Role-Playing Game, выпустили её в свет в 1997 году. С тех пор история компьютерных ролевых игр поделилась на «до Fallout» и «после Fallout».

Не ходите, дети, в Пустоши гулять!

Итак, ядерная война произошла. Немногие счастливчики живут в подземных убежищах, рассчитанных на 1000 человек каждое и снабжённых всем необходимым для выживания в течение поколений. По крайней мере, так это подавалось до войны и закрытия дверей убежищ на долгий-долгий срок. Казалось бы, живи себе под искусственным светом, ешь картошку с гидропонических плантаций, пей фильтрованный дистиллят, давай жизнь следующим поколениям… Но нет — в убежище, где и родился главный герой игры, внезапно ломается чип, ответственный за фильтрацию и накачку воды.

«Бида-бида!» ™, — решает Смотритель убежища, вызывает вышеупомянутого главного героя, толкает речь о выживании, выдаёт пистолет, запас патронов и пинком выставляет героя наружу, на поиски нового чипа. Почему в убежище не оказалось запасного чипа? О, этот хитрый план вам откроется по мере игры (в том числе в продолжении — Fallout 2). А путешествие вашего героя… что ж, начнём с самого начала.

Fallout: тот самый вкус, тот самый песок на зубах

Запускаем игру, попадаем на экран выбора или создания персонажа с нуля. Быстренько проникаемся бесклассовостью системы — ничто не ограничивает вас в выборе желаемых навыков, как это сделано в играх по D&D и другим системам. Хотите и метко стрелять, и ловко взламывать замки, и болтать, как хороший адвокат? Нет проблем! Лишь бы очков навыков хватило.

И вот он, выход на поверхность, где никто из ваших соседей по убежищу не был уже 84 года (а некоторые, вроде вас, и вовсе никогда в жизни). Классический для подобных игр изометрический вид дополняется разделением ландшафта на гексы. По нынешним временам решение спорное, но в то время… ладно, чего душой кривить, — в то время это тоже было спорным решением, особенно если сравнивать Fallout с Baldur’s Gate, где ничего подобного не было. Впрочем, не за это мы любим и Fallout, и BG.

Мир Fallout условно поделён на населённые пункты и пустоши между ними. Передвижение совершенно свободное, куда хочу — туда лечу. Главное — выполнить задание по поиску чипа вовремя. Пустоши, как и следует ожидать, пусты и практически не населены, хотя в них порой встречаются интересные места, события и просто желающие атаковать вас люди и существа. И если вас атакуют-таки, игра переходит из режима реального времени в походовый. Боёвка не то чтобы интуитивна, но богата возможностями.

Fallout: тот самый вкус, тот самый песок на зубах

Кажется, это первая (и в течение долгого времени — единственная, если не считать её же продолжения) игра, в которой врагу можно было совершенно целенаправленно выстрелить в глаз или в причинное место. И ладно бы всё просто было оформлено в виде текста, но нет — игра брутальна и кровава, при хорошем попадании врагу может оторвать конечность, а то и вовсе разорвать его на клочки или сжечь дотла… Крови и замещающих её жидкостей будет много! Ну а если вы решите пострелять по различным частям тела врага вместо всего силуэта, вы можете «навесить» на него множество негативных эффектов вроде ослепления или перелома ноги. Кстати, враги могут сделать то же самое с вами — берегитесь!

Fallout: тот самый вкус, тот самый песок на зубах

В мирное же время вас ждёт масса диалогов, квестов, загадок и прочего контента, который ожидаешь (а местами и не ожидаешь) получить от действительно хорошей ролевой игры. В путешествии вам поможет выданные герою наручный компьютер, технически служащий дневником, куда заносится информация о квестах и интересных моментах. Правда, информация попадает туда не вся и не полностью, так что стоит держать под рукой блокнот и делать свои собственные пометки. Такой подход одновременно раздражает и придаёт игре какой-то правдоподобности.

Запах пустошей по утрам

Все эти мелкие мелочи и недостаточные недостатки на самом деле не имеют значения. Имеет значение то, что в Fallout очень приятно играть даже сегодня. Игра затягивает, игра поглощает внимание, игра заставляет буквально поселиться в себе. Причиной тому атмосфера. Пожалуй, даже с большой буквы — Атмосфера. Мало какая игра и даже фильм способны создать у пользователя реалистичное ощущение того, что он находится в засушливом, радиоактивном, жестоком и таком разнообразном и всепозволяющем мире. Каждое поселение отличается от другого буквально всем — от внешнего вида до характеров персонажей, что создаёт собственный… привкус для каждого из них. Мир правдоподобен настолько, насколько вообще может быть правдоподобна фантастика — в него веришь, его начинаешь ощущать.

Fallout: тот самый вкус, тот самый песок на зубах

Персонажи Fallout непредсказуемы, многогранны, опасны и уникальны. Как и в мир, в них веришь — такими могут быть люди, уже несколько поколений живущие в реальности, где практически нет законов, где никто не придёт на помощь, где каждый сам за себя и где закон — пустошь, прокурор — супермутант. Насколько «нет законов»? Пфф… В этой игре вы можете убивать детей, заниматься работорговлей, проституцией и черт знает, чем еще. Ключевое слово — «можете», то есть не «должны». Но имеете возможность, буде вы моральный урод и хотите этим заняться.

И напротив, если вы захотите, вы можете пройти игру, не убив практически никого, — уговорить можно почти всех, включая главного босса, есть возможность и украсть незаметно любой предмет в игре. Игра и NPC будут реагировать на ваши действия соответственно. И конечно, с каждым новым прохождением вы будете находить нечто новое, чего не видели раньше, — квесты, предметы, персонажи, ситуации, места…

И в заключение

Игра такого калибра не могла не остаться незамеченной, пусть ей и случилось провалиться финансово. Увы, Fallout, как и последовавший за ним Fallout 2, не принесли создателям должной прибыли, поэтому франшиза была отложена на полку. Если не считать странного Fallout Tactics и приставочного экшена Brotherhood of Steel, — до тех самых пор, пока Bethesda не купила права и не создала Fallout 3.

Fallout: тот самый вкус, тот самый песок на зубах

Но это были уже другое время, другая игра, другие нормы и другая история. Как мы сказали в начале статьи, Fallout 3 не смог стать Fallout в достаточной степени. Увы, не та атмосфера и не та степень правдоподобности. Поэтому Fallout остался в наших сердцах навсегда — атмосферу Тех Самых пустошей дал нам он. И продолжает давать до сих пор. Коли захотите приобщиться, игра доступна в Steam и на GOG за смешные деньги. Практически за крышку от бутылки.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Мамкин фронтир: о чём нам соврал S.T.A.L.K.E.R.?

Не успел повиснуть в воздухе твит о начале работ над второй частью легендарной игры двухтысячных «Сталкер», как на глаза фанатов упала розовая пелена воспоминаний. Отовсюду летят рассказы о прекрасной, едва ли не самой реалистичной игре последних лет… но разве это так? Мы тоже предались воспоминаниям, но постарались не потерять адекватность.

19K
20
10
256
Датские военные рекрутируют геймеров

Министерство обороны Дании набирает любителей видеоигр в военные лётчики и операторы радаров. Утверждается, что геймеры более стрессоустойчивы, сообразительны и склонны к сотрудничеству, чем обладатели иных хобби.

3.4K
12
10
102
Британского солдата наказали за стрельбу по своим в виртуальном тренажёре

Киберпанк, который мы заслужили, — британский пехотинец понёс наказание за «расстрел» сослуживцев в виртуальном тренажёре.

3.9K
20
6
67
Битва за Железный трон: 9 настольных игр по мотивам «Игры престолов»

Поклонники «Игры престолов» уже начали обратный отсчёт часов до выхода последнего сезона сериала. Накануне премьеры сотрудники WARHEAD.SU выгребли из редакционной кассы последние деньги и отправились в магазин посмотреть на ассортимент настольных игр, посвящённых Game of Thrones.

7.6K
12
4
98
Армия-2019: «Калибр» и первые отзывы специалистов

Помимо вооружения и техники, на форуме «Армия-2019» была представлена и игра «Калибр», о которой мы уже много писали. Разумеется, мы узнали подробности и даже получили отзыв от, скажем так, эксперта. Подробнее — в нашем материале.

6.1K
10
6
63
Stronghold: Warlords. Весь хмель пожрал китайский долгоносик

Серия игр Stronghold в сентябре 2020 года планирует пережить очередное возрождение. Следуя очень старой традиции, разработчики выложили в интернет бесплатную демоверсию игры. Мы внимательно с ней ознакомились и готовы доложить всё как есть, без утайки и прикрас.

5.7K
40
11
80
Трудно быть драконом
Игра WARHEAD.SU

Вы — дракон. Обычный дракон в обычной стране фэнтези.

В один сомнительной прекрасности день привычный ход событий был нарушен самым свинским образом. Да, порой мироздание кусает за хвост даже драконов.

Удастся ли вам выкрутиться и приумножить золото, несмотря на всяческие происки? Узнайте в новой игре на WARHEAD.SU!

23K
68
119
309
Минский «День танкиста 2020» пройдёт онлайн

Вслед за многими мероприятиями 2020 года в интернет переедет и традиционный минский «День танкиста». Участников ждут онлайн-трансляции и виртуальные призы в игре World of Tanks.

9.4K
9
2
16
Война в виртуальности: Индия блокирует популярные китайские приложения

Может ли мобильная игра представлять угрозу национальной безопасности? Если игра китайская — то ещё как может! По крайней мере по мнению индийского министерства информационных технологий — именно по такому обвинению оно заблокировало на территории страны более сотни приложений, включая культовую «королевскую битву» PUBG Mobile.

2.6K
15
16
30
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

115K
80
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

80K
35
38
48
Новый рекорд дальности стрельбы: из пистолета на два километра (видео)

Два километра — солидная дистанция даже для снайперской винтовки. Но американец Виктор Авила сумел первым же выстрелом поразить мишень, находящуюся на расстоянии 1838 метров… из пистолета!

6.5K
31
19
330
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0