Игра Rebel Inc.: охлади свою горячую точку

«В этом суть демократии — подогнал авианосцы, нанёс ракетный удар, собрал журналистов, поставил задачу аплодировать. Учиться надо!»
Генерал Лебедь.

Рай мизантропа

В 2012 году вышла стратегия Plague Inc. Что сюжет, что геймплей у неё были необычными — мы играли за эпидемию, которая должна была, натурально, убить всех человеков. Посылать отряды боевых вирусов куда-то впрямую игрок не мог, зато можно было заниматься тонкой настройкой любимой инфлюэнции — добавлять симптомы, прикручивать способы передачи (воздушно-капельный путь? Или старые добрые крысы?)… в общем, лепить инфекцию своей мечты. При правильно подобранном сочетании заразности, убойности и специфических фишек болезни (вроде способности вируса к мутациям) человечество благополучно падало в гроб.

Рай виртуального мизантропа.

Про нынешнюю пандемию тогда, само собой, слыхом не слыхивали, так что озабоченная общественность не стенала. Благо игра имитировала не только и не столько реальные эпидемии (хотя механизм распространения заразы смотрелся довольно убедительно), сколько всяческие фильмы и фантастические книги. Скажем, один из сценариев был про зомби-вирус, и прокачивать надо было, собственно, боевых мертвецов. Игрушка, что называется, зашла: пользователи увлечённо добавляли свои сценарии, изощрённо изводя человечество, — ну а разработчики смотрели в светлое будущее.

И вот, вторая игра той же студии, Rebel Inc. Внешне она здорово смахивает на старую добрую «Чуму». Но вот «под капотом» у неё кое-что ощутимо другое.

Кнут и пряник для третьего мира

Название вроде как намекает, что мы будем командовать повстанцами, свергающими гнусный оккупационный режим. На самом деле всё наоборот — мы и есть этот самый оккупационный режим. На карте — некая неназванная, но явно ближневосточная страна, а мы играем за местного генерал-губернатора, призванного стабилизировать и замирить край, в котором не хватает просто-таки всего — от чистой воды до разведданных. В достатке только партизаны — и они скоро явятся.

У нашей миротворческой операции на старте есть лишь пафосное название и скудный бюджет. Основной способ его потратить — это введение всяческих «инициатив». И вот тут будни губернатора приобретают неуловимое сходство с судьбой латальщика тришкина кафтана.

С чего начать? Построить туземцам водопровод? Провести аграрную реформу? Тянуть дороги в отдалённые районы? Решить, что пиар — это главное, начав с пресс-центра?

Всё это нам нужно не просто ради человеколюбия. Главный показатель, за которым мы гоняемся, это престиж — то, как наши усилия оценивают, — а престиж зависит от того, насколько нас поддерживает благодарное население. Которое хочет и школ, и больниц, и работы.

Казалось бы, чего проще: строй всё подряд да рисуй транспаранты про светлое завтра!

Тем более что не требуется вручную всё это возводить — выбираешь в меню инициатив, скажем, здравоохранение — и больницами область начинают застраивать автоматически.

Но тут же выясняется, что великие стройки — это не всегда хорошо. Если увлечься и ввалить в нашу республику слишком много денег, начнётся инфляция, а местные строители светлого будущего примутся яростно пилить откаты. Коррупция — это один из параметров, который, чёрт подери, влияет на ту же самую народную поддержку и престиж. Принялся строить сразу всё подряд — и вот, пожалуйста: пресса нас полощет, деньги обесцениваются…

И в тот пикантный момент, когда на трибуну уже летят помидоры, а министр финансов готовится бежать в Сенегал с раскраденным народным добром, на сцену являются те, в честь кого вся игра и названа: rebels — повстанцы.

Демократия — это вам не лобио кушать

Мятеж начнётся обязательно, как бы мы ни пытались успеть построить оазис благополучия прежде, чем народ взбунтуется. Примерно года через полтора игрового времени на противоположном от штаба операции конце карты произойдёт восстание, и бунтовщики примутся захватывать города и веси.

Заставить их принять земляные ванны можно двумя способами. Во-первых, у нас есть подразделения международной коалиции миротворцев. Эти джентльмены превосходно дерутся, быстро перемещаются по стране… одна беда — они служат ограниченное время, и в самый тёмный час могут сообщить, что срок службы подошёл к концу и пора бы выводить войска. Продление командировки стоит диких потерь престижа, так что лучше не злоупотреблять этими чёртовыми голубыми касками, готовыми бросить нас один на один с террористами.

Зато у нас есть правительственная армия. Она воюет заметно хуже (по крайней мере поначалу), плюс обучать местные бригады долго, но раз мобилизованные, они будут служить до конца войны. Тем более позже можно апгрейдить их, выдавать оружие посовременнее, оснащать МРАПами и инструкторами из числа солдат коалиции. Ещё для охоты на мятежников у нас есть штурмовики, беспилотники; можно засадить край гарнизонами…

У повстанцев нет шансов. Или есть?

Посылаем в захваченную террористами область вооружённые до зубов войска и быстро обнаруживаем… о, чёрт! Повстанцы, казалось бы, разбегаются под ударами, но на самом деле просто отходят в соседние кусты и пытаются повстать там. Мало того, что бои разрушают трепетно выстроенные библиотеки и электростанции во всех зонах, через которые эти позорные бенладены пробегают, так они ещё и строят в горах лагеря для подготовки новых бомжахедов и прячутся, подлецы, по углам, чтобы в урочный момент захватить территории на другом конце области.

Прибить партизанский отряд совсем и окончательно можно, но для этого его надо загнать куда-то, откуда отступить некуда, — чтобы со всех сторон были войска или хотя бы край карты. Ситуация, когда пять армейских юнитов с бомбардировщиками и дронами пытаются загнать в угол одинокую банду, вооружённую только «калашами» и бородой, — это тут происходит регулярно. В общем, оно и жизненно. Только нам от этого не легче!

Между тем, обязанности делать населению красиво с нас тоже никто не снимал. Борьба за души и умы чуть ли не важнее убиения мятежников. Кстати, от строительства и военным польза — скажем, дороги позволяют и войска перебрасывать быстрее. Особенно в труднодоступные районы — специфика местности тут тоже учитываются, и, например, в горах наша бравая армия может застрять надолго. Так что не будем манкировать строительными работами.

Но генерал-губернатор, чрезмерно увлёкшийся возведением коровников и внедрением тёплых сортиров с освежителем воздуха, рискует в один прекрасный момент обнаружить банду свирепых басмачей прямо под окнами резиденции. Зато диванный генерал Потрошиллинг, наносящий по любой проблеме ракетный удар, быстро окажется в разорённой стране, по которой бегают последние икающие от страха жители и гиенящие журналисты.

Да, кстати, особо свирепые бои больно бьют по престижу. И неспособность отбить область у бородатых негодяев тоже по нему бьёт.

Тяжела и неказиста жизнь простого миротворца!

На высоких уровнях сложности начинается просто хардкор — злобные бармалеи кусают за пятки из-под каждого куста, феллахи плюют слюной истинной веры на наши строительно-гуманитарные потуги, а окаянные общественники готовы щедро обгадить нас перед всем миром за каждую упавшую на колхозного верблюда кассетную бомбу.

Стабилизируй это

Периодически игра подкидывает случайные события.

Например, в горах террористы украли репортёра. Заплатить выкуп? Душманы на вырученные деньги купят много красивых и полезных автоматов Калашникова, и будет на нашей улице траур. С другой стороны, бросив журналиста врагу на поруганье, уроним себя в глазах общественности — тоже как-то нехорошо выйдет. Можно послать в горы войска — но это очень редко бывает, чтобы наши вояки сидели без дела и не требовались в других местах. Чёртовы стрингеры.

Бизнесмены предлагают вложиться в строительство электростанции. Классная идея, всем понравится, — но на строительстве наверняка будут воровать как не в себя, рискуем не уложиться в смету.

Инсургентам помогают из-за рубежа — разоблачить спонсоров мирового террора перед всем миром (тогда они могут обидеться и начать, наоборот, активнее спонсировать восстание) или лебезить перед их послом за кулисами?

Вообще, люди, знакомые с историей контрпартизанских войн в третьем мире, увидят тут много знакомого. Скажем, можно ограничивать активность авиации, чтобы лишний раз не задевать мирных жителей. А можно исходить из того, что кто бежит — тот мятежник, а кто стоит — тот дисциплинированный мятежник. Но тогда рано или поздно бомберы накроют мирных феллахов. И тут уже новый выбор — отрицать всё до последнего или признать ошибку и заплатить денег. В первом случае есть шанс отбрехаться, а может, всё вскроется и придётся выпить полную чашу позора. Во втором — надо будет открывать бумажник (а он и так тощ, как сомалийский пират) и извиняться перед пострадавшими, зато наш военно-воздушный срам будет прикрыт.

В конце концов, произойдёт одно из двух. Или мы загоняем мятежников и всё-таки отгрохаем пристойную страну хотя бы этакого двухсполовинного мира. Тогда террористы сядут за стол переговоров и станут торговаться. Можно разрешить им, например, войти в легальную политику. Мы уроним себя в глазах общественности, зато переговоры пойдут быстрее и прекращение огня окажется ближе. А то ведь можно стоять до конца и гоняться по горам за душманами и дальше.

Ну а второй вариант обидный: мятежники загоняют нас самих и захватят страну или населеньице разочаруется в наших добрых намерениях, а всепланетное междусообщество начнёт считать нас кровавым карателем и международным саддамхусейном — и приехали, гейм овер. Так что пусть губернатор проявляет чудеса изворотливости.

Губернатор, кстати, не сферический чиновник в вакууме. То есть такой тоже есть, это «дефолтный» лидер. Но имеются и другие. Генерал, понятное дело, хорош по части выкуривания бунтовщиков из их нор, но вот школы и прививки внедряет квадратно-гнездовым методом, дорого и долго.

Для экономиста напалм пахнет не победой, а расходами, — зато и деньги он получает заранее, на год вперёд.

Можно вообще поставить во главе края полевого командира, который засадит карту толпой дешёвых, хотя и слабых ополченцев.

Слабые стороны губернатора могут сгладить советники. Выбор — глаза разбегаются.

Журналист поможет со сбором разведданных, урбанист заставит мятежников вместо войны строить велодорожки повысит уровень поддержки в городах, инструктор усиливает вояк, мулла, наоборот, пылкими проповедями снижает активность повстанцев, и т. д. и т. п. Вплоть до дрессированной обезьяны, которая сама будет принимать решения, если игроку лень.

Дивный новый мир

В общем, наследница «Чумы» получилась завлекательная и приятная. К тому же каждая партия длится недолго — событий внутри игры происходит тьма, но минут за двадцать обычно всё уже решается, так что не надо жертвовать здоровым сном, семьёй и работой и нырять в игру на десятки часов.

Rebel_Inc есть не только на компьютерах, но и на телефонах, и скоротать ожидание своей очереди в МФЦ или в аэропорту, гоняя душманов по горам, — самое милое дело. Правда, «Мятеж» всё ещё в раннем доступе. Карт немного, баланс пока не отлажен до конца. Но игру помаленьку развивают. В будущем обещают мультиплеер, кучу разных губернаторов и, на сладкое, редактор сценариев. В старой доброй «Чуме» народ своими руками наделал эпидемий на любой вкус. Горячих точек, надо думать, тоже наделают немало.

А сейчас, извините, за окнами моего штаба теснятся какие-то странные бородачи с «калашами» в руках. Наверное, хотят поблагодарить за внедрение в их пустынной республике широкополосного интерне…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий