itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Шушпанцеры для защиты Острова, или Британские инженеры против немецкого десанта

Летом 1940 года британские промышленные предприятия были охвачены странным поветрием. Из цехов и мастерских выезжали причудливые бронеавтомобили самых разнообразных форм и конструкций, многие из которых прекрасно смотрелись бы в интерьерах постапокалиптического будущего. Как и для чего производились сотни шушпанцеров — читайте в нашем материале.

/
9.9K
62
16
77

Летом 1940 года британские промышленные предприятия были охвачены странным поветрием. Из цехов и мастерских выезжали причудливые бронеавтомобили самых разнообразных форм и конструкций, многие из которых прекрасно смотрелись бы в интерьерах постапокалиптического будущего. Как и для чего производились сотни шушпанцеров — читайте в нашем материале.

Зачем бронеавтомобили лётчикам?

Охвативший Великобританию в 1940 году угар «шушпанцерстроения» традиционно принято связывать с потерями материальной части британского экспедиционного корпуса в Дюнкерке. На самом деле в части бронеавтомашин потери не были так уж и велики. Да, англичане оставили во Франции массу легковых и грузовых автомобилей, бронетранспортёров «Юниверсал Кэрриер», артиллерийских тягачей и орудий, но вот бронеавтомобилей, состоявших на вооружении частей разведывательного корпуса, было утрачено не так уж и много.

Для быстрого восполнения армейских потерь вполне хватало имевшихся мощностей, производивших специализированные бронемашины. Главным и фактически единственным заказчиком эрзац-бронеавтомобилей стало, как ни странно, британское министерство авиации.

Шушпанцеры для защиты Острова, или Британские инженеры против немецкого десанта

В начале Второй мировой войны одной из наиболее эффективных тактических новинок, которой немцы «порадовали» своих противников, стало применение воздушных десантов. Успехи немецких парашютистов в ходе компаний в Норвегии и Нидерландах произвели на англичан огромное впечатление. Важнейшим тактическим моментом в проведении воздушно десантной операции был захват парашютистами аэродрома на территории противника, через который посадочным способом перебрасывались основные силы десанта и осуществлялось его дальнейшее снабжение.

На территории Великобритании в зоне досягаемости немецких транспортных самолётов были без преувеличения десятки посадочных площадок, которые требовалось охранять и оборонять от возможного «вертикального» удара противника. Идеальным решением было бы использовать для этих целей армейскую бронетехнику, но все свободные машины шли в войска, а в свете того, что немецкое вторжение ожидалось в самом ближайшем будущем, англичанам надо было быстро получить большое количество «мобильных забронированных огневых точек».

Решение упрощалось тем, что специфика предполагаемого использования боевых машин предъявляла к ним достаточно невысокие требования по ТТХ. Броня должна была обеспечивать защиту исключительно от стрелкового вооружения, требования по проходимости, манёвренности и мобильности также были невысоки, так как действовать этим машинам предстояло на взлётных полях аэродромов.

Деревянные броненосцы

Разработка первой боевой машины подобного рода началась ещё в конце мая 1940 года, сразу после осмысления опыта голландской воздушно-десантной операции немцев, а уже четвёртого июня 1940 года на заводе в Лутоне началось изготовление первых «армадиллов» («броненосцев»).

Армадиллы
«Армадиллы»

На открытой грузовой платформе полуторатонного грузовика «Бэдфорт» устанавливалось боевое отделение в виде квадратного деревянного ящика с полыми стенками, внутрь которых засыпался гравий. Со всех четырёх сторон были устроены стальные амбразуры, через которые можно было вести огонь из личного оружия. Боевое отделение было открыто сверху и имело поперечную балку для установки пулемёта Льюиса на шкворне. Водителя и двигатель машины защищали тонкие стальные навесные листы.

Первые 20 автомобилей были готовы уже через три дня, а первая заказанная партия из 312 автомобилей была изготовлена за две недели. Двадцатого июня министерство авиации заказало ещё 300 машин, а всего было сделано 877 «броненосцев». Последние «армадиллы» серии немного подросли, они изготавливались на базе трёхтонных грузовиков, а вооружение было дополнено 37-мм пушкой, способной эффективно поражать самолёты и планеры противника.

Переделка грузовиков в броненосцы
Переделка грузовиков в броненосцы

Инструкция по использованию «Армадилла» подчёркивала: машина должна вести манёвренный бой, а не использоваться в качестве неподвижной огневой точки. Кроме этого, командирам воспрещалось применять боевые единицы для сторонних задач, таких как разведка окружающей местности или перевозка боеприпасов.

Фальшивый бобёр

В 1940 году министерство авиации Великобритании возглавил медиамагнат Уильям Максуэлл Эйткен, 1-й барон Бивербрук. Он отличался крайне рачительным отношением к использованию всех возможных ресурсов, поэтому, узнав о том, что на заводе «Стэндэрт мотор компани» без дела простаивают полторы тысячи легковых автомобильных шасси, он немедленно предложил переоборудовать их в бронеавтомобили.

Стэндэрт Биверетт
«Стэндэрт Биверетт» (фото: IWM)

Разработка нового броневика стартовала в конце июня 1940 года и не заняла много времени. Проект перестройки серийных шасси был выполнен конструктором Марком Эйткеном и капитаном Джоном Блэком. Получившаяся машина по своим характеристикам оказалась прямой противоположностью «лёгкому разведывательному броневику», что, к слову, с чисто английским юмором, нашло отражение в её неофициальном названии — «Биверетт». Помимо того, что оно обыгрывало фамилию заказчика — лорда Бивербрука, — это слово в английском языке означало подделку под бобровую шкуру, сделанную из зайца.

Тяжёлая бронекоробка, установленная на неадаптированное шасси легкового автомобиля, перегружала подвеску машины и приводила к её постоянным поломкам. Укрытый дополнительной бронёй маломощный двигатель, вынужденный работать на предельных режимах, постоянно перегревался. Чтобы повернуть рулевое колесо тяжёлого автомобиля, требовалось приложить недюжинные усилия, обзор с места водителя практически отсутствовал. Проходимость и манёвренность броневика были очень плохими. Более того, дальнейшие модификации «Биверетта» были направлены в сторону усиления вооружения и броневой защиты машины в ущерб её подвижности. Однако для решения поставленной перед ней задачи — борьбы с немецкими парашютистами — эта бронеединица была вполне пригодна. А дешевизна и простота её производства позволяли быстро изготовить достаточное количество машин для обеспечения охраны аэродромов Южной Англии.

Шушпанцеры для защиты Острова, или Британские инженеры против немецкого десанта
(Фото: IWM)

Несмотря на то, что «стэндэрт биверетты» не покидали пределов Великобритании, а высадки немцев так и не произошло, английские бронемашины смогли принять участие в реальном боестолкновении с немцами.

Туманным утром 16 апреля 1943 года экипаж патрульного броневика, дежуривший на аэродроме Вест Моллинг, услышал шум двигателей приближающихся самолётов. Вскоре на взлётно-посадочной полосе аэродрома приземлился первый немецкий истребитель-бомбардировщик ФВ-190. Водитель «Биверетта» рядовой Уилдинг перекрыл своей машиной дорогу немецкому истребителю, чтобы воспрепятствовать его взлёту.

Не имея возможности сбежать, пилотировавший самолёт фельдфебель Отто Бехтольд немедленно сдался.

Следом за первым немецким самолётом на посадку зашёл второй. Его пилот, заметив спешащий к истребителю британский броневик, развернул машину и попытался взлететь. Но командир бронеавтомобиля капрал Шебрек открыл огонь из пулемётов и поджёг незваного гостя. «Немец» перевернулся и загорелся, лётчика, получившего пулевые ранения, из горящего самолёта спас персонал аэродрома.

К сожалению, когда одна из пожарных машин пыталась потушить пламя, истребитель взорвался, серьёзно ранив пожарных Королевских ВВС. Через несколько минут третий ФВ-190 разбился на подходе к взлётно-посадочной полосе, а четвёртый врезался в расположенный рядом с аэродромом фруктовый сад и загорелся. Захваченные немецкие пилоты сказали, что они потерялись в густом тумане над Ла-Маншем и считали, что находятся над Францией. В целом экипаж «Стэндэрт Биверетта» с честью выполнил поставленную перед ним боевую задачу, на практике доказав свою эффективность.

Трофей Биверетта
Трофей «Биверетта»

Пример переделки легкового автомобиля в броневик вдохновил десятки британских «левшей», служивших в рядах английского ополчения Хоумгард, превратить свои машины в средство борьбы с немцами. Явление имело массовый характер, немцев готовились встретить десятки зубастых легковушек.

В апреле 1940 года вражеские парашютисты на глазах у лётчиков Голландских королевских авиалиний захватили аэродром в Осло. Пилоты голландского самолёта своими глазами видели, как через несколько минут после высадки десанта на ВПП аэродрома начали приземляться тяжело гружёные транспортные «юнкерсы-52», перебросившие основные силы десанта с тяжёлым вооружением.

Аэропорт Осло, 1940 год
Аэропорт Осло, 1940 год

Для противодействия посадке транспортников противника голландцы предложили при необходимости перекрывать взлётно-посадочные полосы аэродромов тяжёлыми грузовиками. После того как угроза миновала, машины убирали с полосы и аэродром мог продолжать своё функционирование. Правда, в Нидерландах вышла загвоздка — высадившиеся на парашютах немецкие десантники отгоняли в сторону импровизированные баррикады.

Бизон тип 2 на базе Торникрофт
«Бизон тип 2» на базе Торникрофт

Чарльз Бернард Мэтьюз — директор британской «бетонной» компании Concrete Limited — предложил творчески развить идею голландцев и изготовить мобильные бетонные доты на шасси тяжёлых грузовиков. Мэтьюз на свои средства закупил двадцать четыре старых шасси для грузовиков и создал прототип передвижного бетонного дота, который получил одобрение военных.

Мобильный дот мог перекрыть полосу для взлёта и посадки самолётов, а укрывавшиеся внутри солдаты отгоняли немецких десантников огнём. Машины получили название «Бизон» по торговому знаку компании Мэтьюза.

«Бизоны» делались на любых автомобильных шасси, которые могли выдержать нагрузку бетонной коробки, поэтому машины отличались огромным разнообразием. Условно мобильные доты «Бизон» делились на три типа: «Тип 1» имел раздельные бронированную кабину и открытую бетонную коробку для размещения стрелков; «Тип 2» отличался полностью закрытым сверху боевым отделением; в «Типе 3» кабина и боевое отделение были объединены в одной бетонной капсуле.

Всего было изготовлено более 300 подобных машин.

Бизон тип 3
«Бизон тип 3»

Огненный Василиск

Предполагалось, что немецкая атака на аэродромы будет поддержана ударами пикирующих бомбардировщиков, с которыми требовалось как-то бороться. Наиболее очевидным решением стало размещение зенитного автомата на забронированном шасси грузовика: 336 подобных машин, получивших название «Боброугорь», было изготовлено на базе трёхтонных грузовиков «Лиланд». Но, как-то не хватало огонька…

В это самое время в военно-морском ведомстве Великобритании родилась грандиозная идея о том, как защищать свои суда и корабли от чудовищно точных атак немецких пикировщиков. Суть её заключалась в том, чтобы разместить на палубе судна огнемёт, выстреливающий мощную струю пламени в лицо немецкому пилоту, атакующему цель.

Конструктор огнемёта инженер Джеральд Поул считал, что подобный «тёплый» приём, если и не уничтожит «Штуку», то как минимум собьёт пилоту прицел.

В июне 1940 года прошли практические испытания нового «чудо-оружия», которые завершились полным провалом. Пилот, которого заранее предупредили об использовании огнемёта, спокойно провёл свою машину буквально впритирку к огненной струе. Впрочем, он отметил, что «возможно, всё дело было в том, что он знал, что произойдёт». В ходе повторных испытаний нового лётчика не предупреждали, что его ждёт «сюрприз», однако и он спокойно провёл самолёт так близко к струе пламени, что задел её крылом.

Не желавший принимать очевидный результат конструктор огнемёта очень кстати выяснил, что второй лётчик до войны работал каскадёром в цирке и часто прыгал через огненные обручи и стену огня на мотоцикле.

Третье испытание решили не проводить, и заранее изготовленные огнемёты начали устанавливать на палубах судов. Однако помимо кораблей, британский флот имел несколько собственных аэродромов, на которых базировалась его авиация. Эти аэродромы, частью расположенные у Ла-Манша, подвергались налётам немецких пикировщиков. Для обеспечения их ПВО изготовили 66 мобильных противовоздушных огнемётов на шасси грузовика «Коммер». Идея понравилась и авиационному министерству, по заказу которого сделали десяток тяжёлых противовоздушных огнемётов на шасси шестиколёсного грузовика «Аек». Конструкция получила название «Василиск».

Василиск
«Василиск»

Мобильные наземные огнемёты ПВО ни разу не применялись против реального противника, однако специальные службы англичан отмечали: просочившаяся к немцам информация об английском чудо-оружии побудила их начать разработку аналогичного проекта.

В отличие от «шушпанцеров» будущего, английские эрзац-автомобили не имели практического применения, поскольку немцы так и не решились провести высадку в Великобритании. Некоторые уцелевшие экземпляры поместили в музеи, где они символизируют готовность английского народа бороться с вторжением врага любыми способами.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
39
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

46K
47
124
132
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

37K
140
445
884
Шесть дней войны в Карабахе: сплотить весь мир, показав, как не надо делать

Боевые действия в зоне карабахского конфликта продолжаются. Ереван заявил, что готов начать переговоры по прекращению огня при посредничестве стран Минской группы. Баку упорствует в намерении изменить статус-кво силой.

32K
40
326
179
Почему русские не скопировали немецкий «Тигр»?

Из всех танков вермахта, пожалуй, больше всех на слуху именно «Тигр». И это не удивительно: тяжёлый панцер с мощной бронёй и вооружением за годы войны хорошо себя показал и доставил кучу проблем и Красной армии, и войскам союзников. Так почему же советские конструкторы не стали копировать такую удачную машину?

29K
87
247
1.1K
Сайт заморожен

2020-й надел всё лучшее сразу.

24K
62
253
2.7K
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

11K
31
45
260
Крупнейшее поражение израильских ВВС: «Модель» ценой в пол-эскадрильи

7 октября 1973 года израильские ВВС начали операцию против сирийских ЗРК на Голанских высотах. Она была небрежно спланирована, начата в спешке и завершилась полным провалом. Как же так вышло?

16K
71
127
275
Почему погибших солдат называют «груз 200»?

На жаргоне военных погибших называют «двухсотыми», или «груз 200». Это знает любой, кто посмотрел хотя бы пару фильмов о войне в Чечне или Афганистане. А откуда пошло это выражение? WARHEAD.SU отвечает.

14K
51
27
16
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

126K
72
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

91K
138
68
979
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

58K
115
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

48K
140
110
1.4K
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

46K
47
124
132
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

44K
46
14
238
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

43K
160
90
896
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

315K
148
100
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

126K
72
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

11K
13
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

7.5K
17
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

1.1K
6
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

2.9K
7
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

1.3K
10
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

2.1K
9
4
0