itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Лытдыбр флотофоба

Fleet in being. Тухачевский и Морозов. Прослушал выступление Мирослава Морозова про становление советского флота. И, почти, как Шариков, не согласен.

/
4.7K
8
14
0

Вы находитесь в разделе Warblogs сайта WARHEAD.SU, контент которого создаётся нашими читателями. Редакция не несёт ответственности за достоверность размещённой здесь информации и не обязательно разделяет мнение автора.

Хотите вести свой warblog у нас?

  и опубликуйте свой материал!

Fleet in being. Тухачевский и Морозов. Прослушал выступление Мирослава Морозова про становление советского флота. И, почти, как Шариков, не согласен.

Кто не слушал — советую послушать. Вкратце, он критикует Тухачевского за то, что тот, оценивая роль флота в ПМВ, упустил тот факт, что флот оказывает влияние фактом своего наличия, т. е. концепцию, которую называют fleet in being. Вот только равнять советский флот с британским было бы довольно странно. Сравнивать его можно было бы хоть как-то с германским, хотя и это слишком сильно для «флотишки» СССР 20-х годов. Так какое же влияние немецкий флот (при том речь именно о надводном флоте) имел на течение войны?

Ну во-первых, он толкал Британию своим фактом существования в Антанту. Если у Германии нет флота, угрожающего британскому, то и поводов влезать в войну на континенте на стороне извечного врага — Франции, у Британии меньше. Пока германский флот оставался второстепенным, Британия успешно забавлялась противостоянием России, Франции в колониях и даже промышленный рост Германии её пугал не критически. Но с ростом колониальных амбиций Германии и с ростом флота всё поменялось. И то в 1914 далеко не очевидно было, что Британия впишется за Францию и лишь вторжение в Бельгию окончательно перевесило соображения «что мы забыли на континенте?!». Да, ведь Бельгия это не просто нейтральная страна, это ещё и военно-морские базы. Даже вторжение в Бельгию было бы не столь критично, если бы не опасность военно-морского соперничества.

Собственно во время войны германский флот серьёзных проблем Британии не создал, рейдеры быстро переловили, а основные силы Флота Открытого моря большую часть войны простояли в базах, никак не мешая британской блокаде Германии. Ну и поучаствовал в революции, хотя это уже не считается, и так кайзеровская Германия летела в тартарары. Что бы было, не участвуй Германия в гонке морских вооружений?

Наверное, британцы построили был меньше линкоров и линейных крейсеров (и это ещё не факт, могли поучаствовать в той же гонке с США), а освободившиеся деньги…вот куда бы они точно не пошли — так это на оснащение сухопутной армии. Потому что как я уже говорил выше, Германия не видилась бы большей угрозой, чем в реальности. Так что деньги могли прокутить аристократы, деньги могли пойти на улучшение быта рабочих (если бы те бодро боролись за свои права, конечно) или на ушли на железные дороги и школы в угнетаемых колониях, куда угодно, только не на армию, которую традиционно в Британии финансировали по остаточному принципу.

Морозов утверждает, что отсутствие сильного флота могло привести к морскому десанту на севере Германии. В 1870 превосходство французского флота было абсолютным, но чего-то с десантами дело не задалось. А, собственно, какие десанты, если сухопутную армию бьют в хвост и в гриву. Кому высаживаться? В альтернативном 1914 (да и позже) ситуация будет примерно та же. При этом у британцев в реальности был крайне неприятный опыт Галлиполи, когда имели подавляющее превосходство на море, второсортного противника на суше и всё как-то не задалось. Отчего опыт десанта в Германии должен быть лучше?

Применительно к СССР ситуация чем-то похожа, но много хуже. Ну нет у СССР денег на крупный флот. Ситуация, когда небольшое число линкоров/крейсеров/эсминцев чем-то может помешать британскому флоту довольно фантастична. Мины плюс авиация? Это да, это ещё можно представить (хотя немцы в 1944-1945 что хотели, то и делали, но с другой стороны, наши линкоры с крейсерами всё это время простояли в базах).

Но зачем тогда линкоры с крейсерами? При этом, рассматривая альтернативку с вводом в бой крупных надводных кораблей против эвакуирующихся из Крыма немцев, сам Морозов указывает на сомнительность такого варианта действий. Ведь если мы выводим из баз крупные корабли, их придётся прикрывать авиацией, а это «съест» все истребители, что в реальности прикрывали штурмовики, бомбардировщики и торпедоносцы. Далеко не факт, что у надводных кораблей получится лучше, а их действия не приведут к повторению 6 октября 1943 года.

И в таких условиях встаёт вопрос, а зачем нам такой флот, который мешает нашей же авиации? Может лучше силы вложить в морскую авиацию, которая куда более манёврена и универсальна?

Всё это лытдыбр не специалиста по флоту и тем интереснее услышать, что на подобные рассуждения ответят флотофилы.

Хотите вести свой warblog у нас?

  и опубликуйте свой материал!
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

11K
13
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

7.5K
17
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

2.9K
7
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

2.1K
9
4
0
WARBLOGS