Советские компьютерные игры: по эту сторону «железного занавеса»

Древние, как фекалии мамонта

Не будем врать и скрывать — компьютерные игры в Советском Союзе были. Правда, первые вещи, которые всплывают в памяти старшего поколения (в мыслях младшего-то сразу всплывает: «Штоблин?! Компьютерные игры в СССР?! Шутите?!») при этих словах, — программируемые калькуляторы, «микроши», «букашки» (компьютеры семейства «БК») и журнал «Техника — молодёжи». На первых трёх игры нужно было запрограммировать и запустить, а в последнем частенько публиковали готовый программный код.

Но мы эту древность трогать не будем.

В самом деле, уже более тридцати лет компьютерной отраслью планеты правит стандарт IBM PC (переживающий чёрт-те какое поколение и давно так не называемый). Сперва под управлением могучего MSDOS, затем — под не менее могучим семейством ОС Windows. Где-то позади плетутся «маки» с их семейством macOS и «красноглазые» nix-системы, но эти ещё долго будут догонять старую добрую «чету» Wintel.

К чему этот технологический расизм и разделение на The Master Race и унтерменшей? К тому, что все мы — так или иначе — привыкли к современным компьютерам, кои начали свой путь в далёком 1981 году и менее чем за десятилетие стали стандартом по всей планете. Даже в красной стране серпа, молота, медведя и автомата Калашникова. И именно об играх для IBM PC-совместимых компьютеров, разработанных до падения СССР и сразу после него, мы и поговорим сегодня.

Добро пожаловать в 80-е!

The Soviet Challenge

Первая действительно массовая, захватившая компьютеры и разумы по всему СССР, а затем и по всему миру. Разумеется, это «Тетрис» 1984 года разработки и разных годов выпуска в разных странах. Едва ли вы незнакомы с этой классической игрой, смысл которой — продержаться как можно дольше и набрать как можно больше очков, объединяя геометрические фигуры, падающие в «стакан», в сплошные горизонтальные ряды, исчезающие при заполнении.

Мы уже писали о «Тетрисе», сегодняшний абзац о нём будет коротким. Просто запомните: эта игра стала игрой № 1 по многим параметрам, в том числе и по массовости.

Красные против голубых

Гусары, шуточки по поводу государственного триколора оставьте при себе! Никакой иронии, игра Filler строилась на противостоянии цветов радуги — кто из двух игроков закрасит «своим» цветом площадь больше половины экрана (или просто бóльшую площадь на момент столкновения цветовых участков), тот и победил.

Примитив, скажете вы? Ну да, только от этого примитива начиная с 1990-го — года релиза — народ было не оттащить. Кстати, на западный рынок игра тоже попала — под названием 7 Colors.

Filler неоднократно клонировали, однако создали его всё-таки у нас. Что самое удивительное, компания-разработчик не исчезла после развала Союза, а продолжила делать компьютерные игры.

Ускорение! Госприёмка! Гласность!

Перестройка! Точнее, «Перестройка» или Perestroika.

Игра 1990 года, поражавшая (и до сих пор поражающая) диким диссонансом сюжетной составляющей и игрового процесса. Казалось бы, игра про перестройку: можно было бы ожидать экономическую стратегию, симулятор менеджера, политическую стратегию, ролевую игру в конце концов… Но «Перестройка» была аркадой, в которой вместо головного мозга бо́льшую часть игрового времени думал спинной.

Управляем зелёным голожопым (в буквальном смысле) Демократом. Демократ прыгает в Болоте Бюрократии по постоянно изменяющимся и исчезающим островкам Законов, собирая Народные Блага — товары народного потребления, валюту и авантюры (да-да, авантюры — собирая, а не предпринимая), — а противостоит ему злобный красный пучеглазый Бюрократ, норовящий поймать зелёного Демократа и сделать с ним нечто.

Надо полагать, всё это должно было символизировать сложность жизни и благоустройства во времена перестройки. Но смотрится сюжет игры совершенно шизофренически. Впрочем, как простенькая аркада для убийства пяти-десяти минут в обеденный перерыв игра оказалась неплоха.

И вот перестройка закончилась, а вместе с ней — и Советский Союз.

Цитируя хороший советский мультфильм: «Какой был слон! Какой был слон!!!».

Так или иначе, в 1991 году в права (и правопреемство) вступила Российская Федерация. Время это совпало с расцветом компьютерных технологий и игр, поэтому полный список релизов за 1990-е годы мы приводить не будем — постараемся ограничиться парочкой Первых и Значимых российских игр.

Кошмар на улице Большой Коммунистической

Мы долго — целых пять минут — думали, как подать эту игру. То ли это первый русский файтинг, предшественник Mortal Kombat и ровесник Street Fighter II (это звучит гордо!), то ли это порождающий ночные кошмары шизофренический ужас, смотреть на который можно только как минимум через маску сварщика, а лучше — сквозь забрало шлема-армета (это звучит сами видите как). Так или иначе, оба определения правдивы.

А что за игра? Называется она «Соборъ» и действительно является первым русским файтингом. Скажем честно, это единственная положительная деталь игры. Всё остальное… Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от игры «Соборъ»! Но, чёрт возьми, всё же приятно осознавать, что этот неказистый кошмарик про мутузящих друг друга мужиков в лаптях появился на свет раньше великого и ужасного Mortal Kombat…

Терпение, спокойствие, сейчас они появятся!

Шарики, шарики, цветные шарики… и вовсе не воздушные, а виртуальные! Удивительно, но насколько же хорошими получались «офисные» игры у создателей предыдущего ужаса.

Да-да, в 1992 году все та же компания Gamos, создатель вышеописанных Filler и «Соборъ», выпустила игру, практически парализовавшую работу тогдашних ещё-не-офисов-но-контор — Color Lines. Игровой процесс прост как три копейки: выстраиваем цветные шарики в линии по пять и более штук. Выстроенные линии исчезают с поля, освобождая место. После каждого хода компьютер добавляет три новых шарика разных цветов. Задача — продержаться как можно дольше, освобождая место и не давая компьютеру заполнить игровое поле целиком.

Не «Тетрис», конечно, но достаточно близко — если и не по собранной кассе, то по воздействию на непуганые разумы недавних советских конторских работников.

А дальше 90-е развернулись в полную силу. Началась эпоха русских квестов, к которым приложили руку и Gamos со своими «Братьями Пилотами: По следам полосатого слона», косомордых шутеров и RPG–«убийц Fallout» (стоит ли говорить, что ни одна из них не подошла к выполнению задачи даже по астрономическим меркам близко).

Как писали когда-то на одном (тогда ещё) хорошем российском сайте, посвящённом разработке компьютерных игр: «Кривыми добрыми руками». Впрочем, это уже другая эпоха. А последние советские и первые российские игры были… простенькими, но в большинстве своём занимательными. В конце концов, кто из нас не убил множество часов, роняя фигурки в «стакан» или двигая цветные шарики по игровому полю? За что их разработчикам большое спасибо.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий