itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Военные джипы: колесо фортуны для внедорожника

К середине XX века во многих странах на смену армейской лошадке начали приходить железные кони. Некоторые из них остались только на редких фото, а другие, наоборот, обрели ещё большую популярность после «дембеля», став законодателями уже гражданской автомобильной моды. Почему же одним «джипам» везло, а другим — не очень?

/
31K
62
23
62

К середине XX века во многих странах на смену армейской лошадке начали приходить железные кони. Некоторые из них остались только на редких фото, а другие, наоборот, обрели ещё большую популярность после «дембеля», став законодателями уже гражданской автомобильной моды. Почему же одним «джипам» везло, а другим — не очень?

Как проехать до Улан-Батора?

«Тип 95», он же «Ёнки», он же «дарума». Разработан в компании Tokyu Kurogane Industries, впоследствии вошедшей в состав концерна «Ниссан».

Затрофеенный американцами Тип 95
Затрофеенный американцами «Тип 95»

Один из первых в мире полноприводных легковых автомобилей — производство начато в 1936 году. Имея хорошее представление о «качестве» китайских дорог, в дождливый сезон мало отличавшихся от рисовых полей по сторонам, японские военные попросили сделать им нечто более проходимое, чем мотоцикл «Тип 97» (лицензионная копия «Харлея»). Хотя по современным понятиям движок в 33 лошадиные силы для внедорожника откровенно слаб, по тем временам высокие узкие колёса и полный привод делали «Тип 95» настоящим вездеходом. Изначально машина задумывалась как связная и разведывательная, но вскоре появилась и четырёхдверная версия с кузовом «фаэтон» — для высшего командного состава армии и флота, также желавших перемещаться по бездорожью с относительным комфортом.

Увы, в те годы автопромышленность для Японии была, мягко говоря, не приоритетным направлением — основные усилия сосредоточились на выпуске кораблей и самолётов. Производство «Тип 95» велось фактически вручную и завершилось в 1944 году, когда для японцев даже автомобили стали уже предметом роскоши. Общий выпуск составил менее пяти тысяч штук — по большей части либо погибших в боях, ибо ставших трофеями.

Советские солдаты в Тип 95
Советские солдаты в «Тип 95»

В СССР первые «Тип 95» заполучили ещё в боях на Халхин-Голе, некоторое количество японских внедорожников досталось Красной армии и в 45‑м.

То ли плывём, то ли едем

Одной из любимых идей фюрера германской нации была идея «народного автомобиля» — простого и дешёвого, для каждой германской семьи. Чтобы набить в кузов кучу белокурых детишек и гордо рассекать по другому чуду национал-социалистического строительства — рейхс-автобанам. Увы, пока Фердинанд Порше возился с проектировкой будущего «Жука», приоритеты несколько поменялись и вместо «народной машины меньше чем за 1000 марок» было выпущено всего несколько гражданских машин, одну из которых подарили Гитлеру 20 апреля 1944 года, — к сожалению, без бомбы под капотом.

Завод же переключился на выпуск более востребованной продукции — созданного на базе «Жука» внедорожника Kübelwagen. Производство лёгких армейских внедорожников началось в феврале 1940 года и завершилось в 1945-м, когда в ворота заводов вовсю стучались солдаты союзных армий.

Застрявший под Винницей Кюбельваген дивизии СС Лейбштандарт Адольф Гитлер
Застрявший под Винницей «Кюбельваген» дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер»

Помимо десятков тысяч «кюбельвагенов», на его базе все те же «поршевцы» создали ещё вездеход-амфибию Schwimmwagen, легко узнаваемую на фото благодаря характерной форме корпуса в виде ванны. Несмотря на смешной вид, и эта машинка получилось весьма удачной, став, по некоторым данным, самым массовым автомобилем-амфибией в истории.

Фердинанд Порше во время испытаний военного плавающего автомобиля Швиммваген
Фердинанд Порше во время испытаний военного плавающего автомобиля «Швиммваген» (источник фото)

Правда, на Восточном фронте очень часто получалось так, что по родной советской грязи «Кюбельваген» уже не мог ехать, а «Швимваген» ещё не мог плыть. В итоге множество немецких внедорожников так и остались брошенными на дорогах, став очередными трофеями красноармейцев.

На «бантиках» до Берлина

Bantam BRC, разработанный Карлом Пробстом (Karl Probst), согласно легенде, за несколько недель, стал прототипом самого знаменитого внедорожника армии США — и всего мира. Увы, производственные возможности небольшой фирмы были ограничены, а в военное время даже американцам оказалось не до церемоний с авторскими правами. Так что крупный заказ на «джипы» ушёл на Willys и Ford, а компании American Bantam «в утешение» доверили производить прицепы к созданной ими машине.

Бантик во время испытаний
«Бантик» во время испытаний

Часть небольшой партии произведённых Bantam BRC как «нестандарт», отправили по ленд-лизу в СССР, где их ласково прозвали «бантиками». Наши военные в полной мере оценили надёжную, неприхотливую и пролезающую сквозь любую грязь машинку. Но вскоре и в Красной армии роль малого армейского внедорожника взяли на себя более массовые   «виллисы».

Бешеная «Альфа-ромео», или «уно джипо итальяно»

После Второй мировой военным большинства армий, «распробовавшим» американские внедорожники, тоже захотелось хорошо ехать, а не плохо ходить. Однако деньги на «настоящие» джипы были не у всех.

Да и вообще — надо быть патриотами и возрождать отечественную автопромышленность!

Именно так и попытались поступить итальянцы, приняв в 1951 году Autovettura da Ricognizione — лёгкий внедорожник производства «Альфа-ромео». Однако, несмотря на внешнее сходство с американской машиной, любовь инженеров «альфы» к гоночным болидами всё же сыграла свою негативную роль — вскоре итальянские военные предпочли более практичный Fiat Campagnola.

Alfa Romeo 1900M и Fiat Campagnola
Alfa Romeo 1900M и Fiat Campagnola

Слишком хорош

В чём-то схожей оказалась судьба ещё одного «импортозаместителя» — на этот раз в Британии.

В конце 40-х английская армия выпустила спецификации на новую армейскую машину, которые можно было легко передать фразой: «хотим как „Виллис“, но наш». Победителем конкурса стала фирма «Остин», выпустившая FV1801A («чемпион» на гражданском рынке).

Austin Champ
Austin Champ

Оснащённый четырёхцилиндровым движком фирмы Rolls-Royce, новый «Остин» очень хорошо показал себя на войсковых испытаниях в Корее и начал закупаться… но всё испортили высокая сложность и цена. Платить за каждую машину 1200 фунтов стерлингов Британская империя уже не могла себе позволить — тем более что имелась удачная альтернатива.

Бродяга Её величества

Фирма «Ровер» до войны специализировалась на роскошных автомобилях, но в конце 40-х это был, мягко говоря, не самых ходовой товар в Британии, где карточки на бензин отменили в 1950 году, а на мясо — вообще в июле 1954 года. К слову, и сталь для производства тоже нормировалась, так что часть решений конструкторов была продиктована желанием экономить дефицитный материал, а характерные зеленоватые оттенки первых машин объяснялись наличием на рынке избытков краски… для кабин бомбардировщиков.

Изначально планировалось, что Land Rover просто поможет фирме продержаться несколько лет «на плаву», поэтому делали максимально простую машину — для использования в армии и сельском хозяйстве, нечто среднее между трактором и грузовиком. Но результат превзошёл любые ожидания — «временный проект» в итоге, как и Jeep, вырос в самостоятельный бренд, существующий и по сей день.

Land Rover R01
Land Rover R01

Именно переоборудованные «ленд-роверы» второй серии стали знаменитыми «машинами дальнего патрулирования пустыни» «розовыми пантерами» британского спецназа.

Нихт вермахт — бундесвер йа-йа

В 60-е годы ещё не было ЕС, но мир и дружба между бывшими врагами в Европе достигли такого уровня, что военные задумались не только про единый европейский танк или самолёт, но и про свой Europa Jeep. В тот раз содружество лебедя, рака и щуки опять вышло не очень, зато фирма «Фольксваген» подсуетилась, выдав Type 181. 

Фольксваген, Тип 181
«Фольксваген», Тип 181

Сделанный в характерном немецком стиле «квадратиш, практиш, гут», внедорожник имел, мягко говоря, очень заметное родство с «Кюбельвагеном» времен войны. То ли по этой причине, то ли просто из-за провала общеевропейской программы в бундесвере попросили сделать им что-то, не вызывающее таких явных ассоциаций с Третьим рейхом.

Так появился…

«Хорёк», он же Volkswagen Type 183

В отличие от предыдущих вездеходов, эта машина создавалась уже не с оглядкой на бессмертного поршевского «Жука». Её делали специалисты бывшей AutoUnion AG, ставшей всем нам известной Audi. Неудивительно, что система полного привода, отработанная на «Хорьке», позднее стала основой для легендарной Audi Quattro.

В целом у немцев в очередной раз получился вполне удачный военный внедорожник, но вот с гражданскими продажами у него не сложилось — на дворе стоял конец XX века и покупателям хотелось большего. Простота и утилитарность уже перестали быть преимуществами даже для армейского внедорожника, в дождливые осенние дни немецким военным хотелось тепла и немножечко Польши комфорта.

Фольксваген, Тип 183 с открытым верхом
«Фольксваген», Тип 183 с открытым верхом

Что им и не замедлил предложить другой производитель.

Английский танк и немецкий джип

Последний иранский шах, как известно, был большим любителем техники, особенно военной. В США он «прикупил по случаю» новейшие истребители F-14, а у англичан заказал новый танк, который после революции с горя приняли на вооружение британской армии.

Ещё шах был немножко акционером фирмы «Мерседес» и однажды попросил их сделать армейский внедорожник.

Поскольку заказ был очень важный, мерседесовцы даже решили на всякий случай привлечь австрийцев из «Штайра». И не прогадали — хотя к моменту начала производства иранской армии уже стало немного не до того, покупателей на «джип от „Мерседеса“» сразу нашлось изрядное количество.

Mercedes-Benz W460
Mercedes-Benz W460

Сперва пришли аргентинцы, затем подтянулись и остальные. Одним из первых гражданских покупателей — если в данном случае этот термин применим — стал папа римский.

В 1980 году на базе «гелендвагена» создали очередной «папамобиль». Даже гордые галлы не остались в стороне, заключив соглашение о совместном производстве.

Правда, французский вариант Peugeot P4 особо у гражданских «не зашёл», а вот бешеной популярности оригинальных немецких внедорожников можно только позавидовать. Даже после появления в линейке «Мерседеса» новых гражданских внедорожников серии GL заменить старичка не получилось — спрос на роскошные джипы «от „Мерседеса“» по-прежнему сохранился. В том числе и у военных — списку армий, использующих Geländewagen, могут позавидовать многие специализированные военные машины.

Папамобиль
«Папамобиль»

Это далеко не полный список армейских внедорожников — в частности, в него не вошли советские машины, заслуживающие отдельного длинного рассказа. Да и среди «иностранцев» осталось ещё множество интересных машин. Так что к теме мы ещё обязательно вернёмся.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

111K
145
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

352K
151
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0