Шпионы во времени
«Офигенно! Там такое!». А что «такое»-то? О чём фильм «Довод»? Сейчас расскажем.
Итак. Теракты! ЦРУ! Плутоний! Беглый русский олигарх в Лондоне, который замыслил Страшное!
Кругом — новая холодная война. Очаровательные в своей мрачности индустриальные пейзажи. Никто не верит никому — и правильно. Все не те, кем кажутся на первый взгляд. И тут начинается полная фантастика — когда пули сами прыгают в подставленную ладонь. Это как?
Пули
Как писал один зритель: «Для Нолана время — всё равно что ноги для Тарантино». Режиссёр Кристофер Нолан не просто любит игры со временем — он их обожает.
Двадцать лет назад Нолан буквально потряс мир кино фильмом «Помни» (Memento). Там главный герой-детектив помнил из собственной жизни только последние четверть часа. Отсюда регулярные диалоги: «Кто тебя избил? — Ты». Причём фильм идёт в обратном порядке, отрезками по пять минут: сначала мы видим последствия, а потом узнаём, чем они были вызваны.
Дальше был «Престиж» (The Prestige, 2006) — сеанс магии с последующим разоблачением. Весь фильм зрителя аккуратно водили за нос, раскладывая подсказки о грядущем финале.
«Начало» (Inception, 2010) — грабёж средь бела дня прямо из головы клиента.
«Интерстеллар» (Interstellar, 2014) — космическая фантастика о том, как за час провести годы на другой планете.
«Дюнкерк» (Dunkirk, 2017) — одни и те же события глазами пехотинца, моряка и лётчика-истребителя, с разной временной «шкалой».
В общем, после финала типичного фильма Нолана бедный зритель сидит и пытается понять: «Что это сейчас нафиг было?».
«Довод» приходится смотреть очень внимательно. Буквально с первых же секунд вас захватывает — и не отпускает почти до самого финала. Ох и закрутил же автор сюжет… Ведь Нолан много лет вынашивал эту идею.
Кристофер Нолан на съёмках «Довода»
Даже название фильма в оригинале, Tenet, одинаково читается с начала и с конца — и это неспроста.
Реальная фантастика
Кроме того, Нолан очень любит реальную технику. Надо снять воздушный бой? Берём настоящий истребитель. Погоня? Переворачиваем настоящий грузовик. Отсюда — полное погружение зрителя.
И в «Доводе» техника ого-го какая! Герои прыгают по стенам на зависть ниндзя, летают на парусниках (да, это не опечатка), берут грузовики на абордаж, разбивают огромный самолёт… И все это действительно было! Никаких компьютерных спецэффектов!
Прыжки
Именно поэтому от фантастики на экране буквально отваливается челюсть — настолько реальным всё выглядит. Так ведь оно и есть реальное!
Погоню на грузовиках в Таллине действительно снимали на шоссе в центре Таллина. Обратите внимание, как шатало героя на мчащейся машине. Такие детали и создают ощущение подлинности.
Съёмки
Яхта олигарха в шесть палуб — тоже настоящая. «Завидовать будем!».
Для создания тревожной музыки режиссёр просто подышал в микрофон. Результат обработали на компьютере и добавили музыки. Нужная атмосфера готова!
Время на спасение мира
И всё это на фоне прыжков во времени и грозящей катастрофы, по сравнению с которой даже ядерная война — мелочь.
Кто спасёт мир
В-третьих, Нолан — большой фанат фильмов о Бонде. И при съёмках «Довода» он специально не смотрел бондиану, но старался по памяти передать чувство детского восторга от первых просмотров. Очень трогательно.
Пожалуй, в итоге у Нолана получился этакий анти‑Бонд.
Герой не умеет носить дорогие костюмы — на что ему с иронией указывает истинный британский джентльмен в неподражаемом исполнении ветерана английского кино Майкла Кейна (кстати, они с Ноланом большие друзья, и это их восьмой фильм вместе).
Герой вслух сомневается, что сможет соблазнить супругу главного злодея. Вот сейчас Бонду обидно было…
«И чем я не Бонд?»
Кроме того, герою постоянно намекают, что не он тут главный. Но на самом деле он очень крут — как физически, так и ещё больше — морально. Поэтому за него переживаешь.
Джон Дэвид Вашингтон
Тот случай, когда актёра (Джон Дэвид Вашингтон) брали не за цвет кожи — а за умение играть.
Злодея — русского олигарха, которому «не рады в Москве», — сыграл Кеннет Брана. Брана много лет ставит в кино Вильяма нашего Шекспира — и тут он тоже выложился «на все сто». Его Андрей Сатор — умный, сильный и очень жестокий человек, почти что шекспировских страстей. Особенно великолепен русский акцент.
Кеннет Брана
Правда, наш кинозал все равно заржал, узнав, что олигарх родом из закрытого города Стальск-12. Но больше klukva практически нет.
Телохранитель олигарха — вообще наш человек, актёр Юрий Колокольников, он же Пётр I из «Тайны печати дракона».
Элизабет Дебики, австралийская актриса, отлично изобразила брак по расчёту с нелюбимым олигархом.
Элизабет Дебики
Творцы других боевиков могли бы поучиться — как использовать потенциал актеров, а не сливать их бредовыми сюжетными ходами и повесткой.
Небольшая ложка дёгтя: финальная битва на фоне других приключений смотрится бледновато. Притом что «Довод» стоит больше двухсот миллионов долларов, и в остальных сценах это видно. А тут — беготня страйкболистов на полигоне, пусть и тренированных.
Честное слово — даже в наших боевиках, от «Вторжения» до разруганного «Аванпоста», техники уже больше. Да, у Нолана крутой оператор и камеры IMAX. Зато у нас — и вертолёты, и БТРы, и броневики… И даже настоящие экзоскелеты.
И что же получается? В голливудском блокбастере лондонский «рашен олигарх» ворует плутоний и вообще — первостатейный мерзавец. В Киеве — ЦРУ и теракты. Таллин — база для перевалки контрабанды.
Товарищ Нолан, вы русский шпион?
А если серьёзно — отличный зрелищный боевик, который ещё и заставляет потом думать: что же ты видел и как всё было на самом деле? Или не думать — а просто наслаждаться. Благо в кинотеатрах сейчас тщательно следят сами знаете за чем, и смотреть кино наконец-то можно.
Но почему в «Доводе» носили маски, когда это ещё не стало модным?!
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.