itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Интересные судьбы списанных самолётов, или Жизнь после жизни

Судьба самолёта в современном мире достаточно проста: работа на износ, устаревание, поход по рукам и в итоге — разбор на металл. Но некоторые из летательных аппаратов умудряются выживать даже после списания, а сага об их приключениях вполне достойна экранизации.

/
7.3K
53
14
183

Судьба самолёта в современном мире достаточно проста: работа на износ, устаревание, поход по рукам и в итоге — разбор на металл. Но некоторые из летательных аппаратов умудряются выживать даже после списания, а сага об их приключениях вполне достойна экранизации.

VIP-Транспорт

Взять, например, старый добрый бомбардировщик B-24. С началом войны между Великобританией и США наладили воздушный мост, по которому перегонялись самолёты, поставлялось вооружение и материалы. На это направление и был брошен наш герой с регистрационным номером (р/н) AM920, позднее G-AHYB. С 1941 по 1946 год транспортный Liberator совершил более двух тысяч рейсов через Атлантику, после чего отправился на заслуженный отдых ожидать разделки на металл, как и множество его сотоварищей.

B-24
B-24 (источник фото)

Но тут вмешались французы и попросили «что-нибудь крепкое для Юго-Восточной Азии».

А то, знаете, там джунгли, гуки, деревья и «вот это вот всё».

В 1951 году B-24 отправился во Францию, где его подвергли полному переоборудованию в… VIP-транспорт (р/н F-VNNP) для профранцузского императора Вьетнама Бао-дай-де. Спойлер: не спасло. На дворе стоял уже 1954 год, европейцы сдавались под Дьенбьенфу, так что участь марионеточного правителя была бы незавидной. Ждать император не захотел и сначала улетел на юг страны, где стал «главой государства Вьетнам в Сайгоне», а потом на своём личном «Его Императорского Величества» самолёте во Францию.

B-24 во Вьетнаме
B-24 во Вьетнаме

Там решили, что коли нет страны, то и лайнер её бывшему правителю не нужен, и, невзирая на заслуги, продали VIP-транспорт сначала в Марокко, а затем в Лаос. В 1959 году B-24 окончательно списали.

Самый живучий самолет планеты, «Дуглас» C-47, часто становился транспортом первых глав государства. Такая судьба постигла и «Дакоту» с р/н G-AGKB. С 1944 года она обеспечивала наступление союзников, поддерживала «Берлинский воздушный мост», но в начале 50-х круто сменила свой адрес прописки и улетела в Бразилию — туда, «где много диких обезьян». Ещё десять лет работы на рейсах авиакомпании VARIG и… ну да, уже порядком потасканный C-47 сделали личным транспортом сенатора (и бывшего президента) Жуселино Кубичека с новым р/н PP-VBT.

Президентский Дуглас C-47
Президентский «Дуглас» C-47

Впрочем, карьера всех политиков — вещь переменчивая, так что вскоре самолёт оказался в руках предприимчивых товарищей из компании Barzenski, которые превратили его сначала в бар, а потом отправили на свалку. Откуда его несколько раз доставали, сначала превратив опять же в бар, затем в указатель для заправки, а сегодня останки ветерана Второй мировой войны стали частью ночного клуба DC-3 Nightclub.

Бомбическая заправка

В США очень много лишних самолётов. Ну, то есть не то чтобы лишних, но вот разделка их на металл силами государства стоит неоправданно дорого. Так что когда владелец автозаправки Арт Лейси из Милуоки захотел приобрести для своего заведения списанный бомбардировщик, это никого не удивило.

Первый купленный за 13 750 долларов B-17 новый хозяин… разбил в пробном полёте. ВВС сжалилось над упёртым человеком и продало ему второй бомбардировщик, но уже за 1500 долларов.

У Америки много!

С трудом достигнув Портленда своим ходом, Арт столкнулся с американским законодательством, которое запрещало перевозить самолёт в Орегон. В итоге погруженный на четыре платформы B-17 (р/н 44-85790) с собственным именем Lacey Lady был установлен на постамент недалеко от поворота на шоссе 99Е.

Lacey Lady
Lacey Lady (источник фото)

К сожалению, посетители не особенно заботились о самолёте, считая его чем-то вроде бесплатного магазина сувениров, и постепенно отрывали все неплотно привинченные детали — да так, что пол в машине пришлось менять семь раз. Добавьте к этому дождливый климат и огромное количество птиц — и станет понятно, что вид бывший бомбардировщик имел к моменту смерти Арта Лейси в 2000 году самый непривлекательный.

В память о бывшем главе семьи в 2006 году создали некоммерческий фонд B-17 Alliance Foundation, который задался целью восстановить «Летающую крепость» до лётного состояния. По первичным подсчётам, это потребует десять миллионов долларов и десять лет неторопливой работы — но шансы на это очень и очень невелики.

Работы над B-17
Работы над B-17 (фото: Ричард Мэллори Оллнат)

Музеи

Если же вы думаете, что судьба самолётов, попадающих в музей, очень проста, то для примера можно взглянуть на летающую лодку Short S.45 Solent с собственным именем City of Cardiff с р/н G-AKNO.

Вообще, вся эта серия гражданских лайнеров являлась модификацией патрульного противолодочного самолёта S.25 Sunderland и даже некоторое время работала на линии британской авиакомпании BOAC после войны. Но в режиме жёсткой экономии места для убыточных летающих лодок в начинающуюся эру реактивного транспорта уже не оставалось. Ненужное «имущество» распродали местным авиакомпаниям на Тихом океане, где «Сити оф Кардифф» служил «рабочей лошадкой» ещё восемь лет, пока в 1959 году его не продали эксцентричному миллионеру, фанату авиации и прообразу Железного человека Говарду Хьюзу.

Short S.45 Solent
Short S.45 Solent

Видимо, сам богач не знал, что делать с самолётом, так что следующие четырнадцать лет тот просто стоял в порту Окленда. Потом его пытались вручить любому авиационному музею от США до Великобритании, но безрезультатно, поскольку за время простоя состояние летающей лодки пришло в сильный упадок.

Земля богата энтузиастами, и в 1976 году Рик и Рэнди Грант из Ричмонда выкупили «Солент», одновременно запустив компанию по сбору средств на восстановление через авиажурналы. Работа была проделана большая, но к 1981 году финансовый поток иссяк окончательно.

Только в 1987 году аэрокосмический музей в Окленде смилостивился и забрал результат работ для своей экспозиции. Не сказать, что окончательное приведение в порядок летающей лодки было дешёвым делом, но всё же возможностей у выставочного комплекса явно имелось больше, чем у обычных инженеров из Калифорнии.

Сити оф Кардифф в музее Окленда
«Сити оф Кардифф» в музее Окленда

Так что ныне «Сити оф Кардифф», раскрашенный в ливрею британской авиакомпании BOAC, каждый желающий может лицезреть в составе экспозиции этого музея.

Рестораны

Что ещё можно делать с самолётами? Ну, например, превратить их в рестораны.

ИЛ-14Т с р/н 7343408 был построен в 1957 году, после чего долгое время работал «рабочей лошадкой» советских ВВС, мотаясь по всей стране. Тридцать два года спустя его передали в дар смоленскому отделению ДОСААФ, что предвещало спокойную старость. Но грянули «лихие 90-е» и транспортный самолёт продали частному инвестору в Подмосковье. Несколько рейсов между Петрозаводском, Москвой и Липецком, и вот — борт снова стоит на приколе в Лётно-исследовательском институте в Жуковском.

ИЛ-14Т в Жуковском, 2002 год
ИЛ-14Т в Жуковском, 2002 год (фото: _Illusion450_)

Наверное, нахождение на территории режимного объекта и спасло лайнер. В начале 2000-х годов его выкупил швейцарский пилот-ресторатор Рето Сипел для организации на его базе ресторана в воздушной гавани Цюриха. Почему же для этого понадобился именно ИЛ-14Т? Потому что он после девяти лет простоя смог подняться в воздух и своим ходом перелететь в Швейцарию 25 июня 2005 года.

Вокруг него выстроили отдельный ангар, в пассажирском салоне появилась сигарная комната с удобными креслами, а шасси, кабина пилотов и двигатели остались без изменений. Вскоре ресторан Runway 34 открыл двери для всех любителей авиации и вкусной еды.

ИЛ-14Т в ресторане в Цюрихе
ИЛ-14Т в ресторане в Цюрихе (фото: Вячеслав Бабаевский)

Но это хорошо, когда у вас есть много места для заведения. А если вы владелец небольшого паба где-нибудь в Северном Йорке в Великобритании? Тогда можно поступить, как Пол Грейг — хозяин бара Standart, который приобрёл для своей летней веранды своеобразное украшение — реактивный учебный истребитель королевских ВВС Jet Provost T Mk III с р/н XN 458.

Пол вырос в Эдинбурге, недалеко от аэродрома, где с детства наблюдал полёты серебристых машин, так что нет ничего удивительного в его желании получить собственный истребитель.

В таком виде самолёт достался Полу
В таком виде самолёт достался Полу (источник фото)

Интересно, что приобрел он его на… онлайн-аукционе Ebay всего за тысячу фунтов стерлингов. Доставка, правда, была за счёт покупателя, но 53-летнего хозяина паба это не остановило, и теперь восстановленный учебно-тренировочный истребитель с номером «19» украшает собой сад его паба.

Jet Provost в саду паба Грейга
Jet Provost в саду паба Грейга (источник фото)

Хотя, пожалуй, самым необычным самолётом-рестораном является ресторан El Avión, собранный из фюзеляжа C-123 и расположенный на склоне горы в Коста-Рике. Изначально он был куплен вместе с ещё четырьмя самолётами для незаконных операций ЦРУ в Латинской Америке.

Интересные судьбы списанных самолётов, или Жизнь после жизни

Ну, знаете, доставка оружия никарагуанским «контрас», перевозка кокаина в США и многое другое. Если что, можно посмотреть фильм «Сделано в Америке», Голливуд врать не будет!

Когда скандал выплыл наружу, всем участникам процесса стало очень неудобно. К тому моменту один из самолётов уже был сбит и пропал где-то над джунглями. C-123 в конце 80-х оттащили на стоянку в аэропорту Сан-Хосе и сделали вид, что никогда не знали о наличии такого транспортника.

В 2000-м году, когда мир уже давно стал другим, останки самолёта выкупил частный предприниматель, отбуксировал на корабле в Коста-Рику и установил на склоне горы с видом на закатный океан.

Интересные судьбы списанных самолётов, или Жизнь после жизни
(Фото: El Avión)

Если бы самолёты, находящиеся на постаментах, в музеях, в ресторанах и боги знают, где ещё, могли разговаривать, то их автобиографии можно было бы смело продавать в Голливуд. Кассовый успех по всему миру обеспечен!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Бурная пенсия самолётов Второй мировой

Вторая мировая стала причиной мощного рывка в развитии военной техники, а «холодная война» только подстегнула перевооружение. Однако кое-кто из участников Второй мировой воевал и десятилетия спустя. Давайте вспомним этих боевых пенсионеров.

23K
29
5
221
Тест: Узнаёте ли вы самолёты Су-27?

Семейство Су-27 — пожалуй, самое удачное произведение современного российского авиапрома. Многочисленные его представители летают по всему миру, и знать их всех «в лицо» не так-то просто. WARHEAD предлагает знатокам проверить, узнают ли они все звёзды в созвездии «двадцать седьмых».

18K
0
0
171
Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

6.2K
15
6
45
Самолёт-шпион U-2 стал узлом для цифрового поля боя

Из шпионов — в роутеры. Знаменитый самолёт-разведчик U-2 времён холодной войны научили собирать информацию, полученную истребителями F-35, и передавать её всем участникам боя, формируя единую картину происходящего.

3.5K
26
4
40
Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков «Илья Муромец»

Здоровенный, многомоторный, способен летать за сотни километров и швырять сотни кило бомб. Для начального периода Первой мировой такой самолёт — на уровне фантастики. Для всех, кроме русских, — единственных, кто вступил в войну со своим большим многомоторным бомбардировщиком.

6.5K
67
54
148
Истребитель МиГ-31 успешно сел, несмотря на поломку шасси

Суровые уральские лётчики настолько суровы, что им даже шасси для посадки не нужны. В Пермском крае экипаж успешно и без повреждений приземлил МиГ-31, у которого разрушилось одно из колёс.

3.3K
25
13
27
Как посадить F-15 на одном крыле, или Столкновение самолётов над пустыней Негев

В начале мая 1983 года в ходе учебного воздушного боя столкнулись «Скайхок» и F-15 ВВС Израиля. Последующие события стали одной из самых знаменитых аварийных посадок в истории военной авиации. Как это было?

8.3K
59
49
118
Российские бомбардировщики побили мировой рекорд дальности полёта

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 прибавил к внушительному списку своих рекордов ещё один. Точнее — обновил, поскольку предыдущий в этой категории принадлежал ему же. Два Ту-160 совершили перелёт самой большой дальности и продолжительности полёта для самолётов своего класса.

2.8K
32
25
277
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0