itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Интересные судьбы списанных самолётов, или Жизнь после жизни

Судьба самолёта в современном мире достаточно проста: работа на износ, устаревание, поход по рукам и в итоге — разбор на металл. Но некоторые из летательных аппаратов умудряются выживать даже после списания, а сага об их приключениях вполне достойна экранизации.

/
6.1K
52
14
183

Судьба самолёта в современном мире достаточно проста: работа на износ, устаревание, поход по рукам и в итоге — разбор на металл. Но некоторые из летательных аппаратов умудряются выживать даже после списания, а сага об их приключениях вполне достойна экранизации.

VIP-Транспорт

Взять, например, старый добрый бомбардировщик B-24. С началом войны между Великобританией и США наладили воздушный мост, по которому перегонялись самолёты, поставлялось вооружение и материалы. На это направление и был брошен наш герой с регистрационным номером (р/н) AM920, позднее G-AHYB. С 1941 по 1946 год транспортный Liberator совершил более двух тысяч рейсов через Атлантику, после чего отправился на заслуженный отдых ожидать разделки на металл, как и множество его сотоварищей.

B-24
B-24 (источник фото)

Но тут вмешались французы и попросили «что-нибудь крепкое для Юго-Восточной Азии».

А то, знаете, там джунгли, гуки, деревья и «вот это вот всё».

В 1951 году B-24 отправился во Францию, где его подвергли полному переоборудованию в… VIP-транспорт (р/н F-VNNP) для профранцузского императора Вьетнама Бао-дай-де. Спойлер: не спасло. На дворе стоял уже 1954 год, европейцы сдавались под Дьенбьенфу, так что участь марионеточного правителя была бы незавидной. Ждать император не захотел и сначала улетел на юг страны, где стал «главой государства Вьетнам в Сайгоне», а потом на своём личном «Его Императорского Величества» самолёте во Францию.

B-24 во Вьетнаме
B-24 во Вьетнаме

Там решили, что коли нет страны, то и лайнер её бывшему правителю не нужен, и, невзирая на заслуги, продали VIP-транспорт сначала в Марокко, а затем в Лаос. В 1959 году B-24 окончательно списали.

Самый живучий самолет планеты, «Дуглас» C-47, часто становился транспортом первых глав государства. Такая судьба постигла и «Дакоту» с р/н G-AGKB. С 1944 года она обеспечивала наступление союзников, поддерживала «Берлинский воздушный мост», но в начале 50-х круто сменила свой адрес прописки и улетела в Бразилию — туда, «где много диких обезьян». Ещё десять лет работы на рейсах авиакомпании VARIG и… ну да, уже порядком потасканный C-47 сделали личным транспортом сенатора (и бывшего президента) Жуселино Кубичека с новым р/н PP-VBT.

Президентский Дуглас C-47
Президентский «Дуглас» C-47

Впрочем, карьера всех политиков — вещь переменчивая, так что вскоре самолёт оказался в руках предприимчивых товарищей из компании Barzenski, которые превратили его сначала в бар, а потом отправили на свалку. Откуда его несколько раз доставали, сначала превратив опять же в бар, затем в указатель для заправки, а сегодня останки ветерана Второй мировой войны стали частью ночного клуба DC-3 Nightclub.

Бомбическая заправка

В США очень много лишних самолётов. Ну, то есть не то чтобы лишних, но вот разделка их на металл силами государства стоит неоправданно дорого. Так что когда владелец автозаправки Арт Лейси из Милуоки захотел приобрести для своего заведения списанный бомбардировщик, это никого не удивило.

Первый купленный за 13 750 долларов B-17 новый хозяин… разбил в пробном полёте. ВВС сжалилось над упёртым человеком и продало ему второй бомбардировщик, но уже за 1500 долларов.

У Америки много!

С трудом достигнув Портленда своим ходом, Арт столкнулся с американским законодательством, которое запрещало перевозить самолёт в Орегон. В итоге погруженный на четыре платформы B-17 (р/н 44-85790) с собственным именем Lacey Lady был установлен на постамент недалеко от поворота на шоссе 99Е.

Lacey Lady
Lacey Lady (источник фото)

К сожалению, посетители не особенно заботились о самолёте, считая его чем-то вроде бесплатного магазина сувениров, и постепенно отрывали все неплотно привинченные детали — да так, что пол в машине пришлось менять семь раз. Добавьте к этому дождливый климат и огромное количество птиц — и станет понятно, что вид бывший бомбардировщик имел к моменту смерти Арта Лейси в 2000 году самый непривлекательный.

В память о бывшем главе семьи в 2006 году создали некоммерческий фонд B-17 Alliance Foundation, который задался целью восстановить «Летающую крепость» до лётного состояния. По первичным подсчётам, это потребует десять миллионов долларов и десять лет неторопливой работы — но шансы на это очень и очень невелики.

Работы над B-17
Работы над B-17 (фото: Ричард Мэллори Оллнат)

Музеи

Если же вы думаете, что судьба самолётов, попадающих в музей, очень проста, то для примера можно взглянуть на летающую лодку Short S.45 Solent с собственным именем City of Cardiff с р/н G-AKNO.

Вообще, вся эта серия гражданских лайнеров являлась модификацией патрульного противолодочного самолёта S.25 Sunderland и даже некоторое время работала на линии британской авиакомпании BOAC после войны. Но в режиме жёсткой экономии места для убыточных летающих лодок в начинающуюся эру реактивного транспорта уже не оставалось. Ненужное «имущество» распродали местным авиакомпаниям на Тихом океане, где «Сити оф Кардифф» служил «рабочей лошадкой» ещё восемь лет, пока в 1959 году его не продали эксцентричному миллионеру, фанату авиации и прообразу Железного человека Говарду Хьюзу.

Short S.45 Solent
Short S.45 Solent

Видимо, сам богач не знал, что делать с самолётом, так что следующие четырнадцать лет тот просто стоял в порту Окленда. Потом его пытались вручить любому авиационному музею от США до Великобритании, но безрезультатно, поскольку за время простоя состояние летающей лодки пришло в сильный упадок.

Земля богата энтузиастами, и в 1976 году Рик и Рэнди Грант из Ричмонда выкупили «Солент», одновременно запустив компанию по сбору средств на восстановление через авиажурналы. Работа была проделана большая, но к 1981 году финансовый поток иссяк окончательно.

Только в 1987 году аэрокосмический музей в Окленде смилостивился и забрал результат работ для своей экспозиции. Не сказать, что окончательное приведение в порядок летающей лодки было дешёвым делом, но всё же возможностей у выставочного комплекса явно имелось больше, чем у обычных инженеров из Калифорнии.

Сити оф Кардифф в музее Окленда
«Сити оф Кардифф» в музее Окленда

Так что ныне «Сити оф Кардифф», раскрашенный в ливрею британской авиакомпании BOAC, каждый желающий может лицезреть в составе экспозиции этого музея.

Рестораны

Что ещё можно делать с самолётами? Ну, например, превратить их в рестораны.

ИЛ-14Т с р/н 7343408 был построен в 1957 году, после чего долгое время работал «рабочей лошадкой» советских ВВС, мотаясь по всей стране. Тридцать два года спустя его передали в дар смоленскому отделению ДОСААФ, что предвещало спокойную старость. Но грянули «лихие 90-е» и транспортный самолёт продали частному инвестору в Подмосковье. Несколько рейсов между Петрозаводском, Москвой и Липецком, и вот — борт снова стоит на приколе в Лётно-исследовательском институте в Жуковском.

ИЛ-14Т в Жуковском, 2002 год
ИЛ-14Т в Жуковском, 2002 год (фото: _Illusion450_)

Наверное, нахождение на территории режимного объекта и спасло лайнер. В начале 2000-х годов его выкупил швейцарский пилот-ресторатор Рето Сипел для организации на его базе ресторана в воздушной гавани Цюриха. Почему же для этого понадобился именно ИЛ-14Т? Потому что он после девяти лет простоя смог подняться в воздух и своим ходом перелететь в Швейцарию 25 июня 2005 года.

Вокруг него выстроили отдельный ангар, в пассажирском салоне появилась сигарная комната с удобными креслами, а шасси, кабина пилотов и двигатели остались без изменений. Вскоре ресторан Runway 34 открыл двери для всех любителей авиации и вкусной еды.

ИЛ-14Т в ресторане в Цюрихе
ИЛ-14Т в ресторане в Цюрихе (фото: Вячеслав Бабаевский)

Но это хорошо, когда у вас есть много места для заведения. А если вы владелец небольшого паба где-нибудь в Северном Йорке в Великобритании? Тогда можно поступить, как Пол Грейг — хозяин бара Standart, который приобрёл для своей летней веранды своеобразное украшение — реактивный учебный истребитель королевских ВВС Jet Provost T Mk III с р/н XN 458.

Пол вырос в Эдинбурге, недалеко от аэродрома, где с детства наблюдал полёты серебристых машин, так что нет ничего удивительного в его желании получить собственный истребитель.

В таком виде самолёт достался Полу
В таком виде самолёт достался Полу (источник фото)

Интересно, что приобрел он его на… онлайн-аукционе Ebay всего за тысячу фунтов стерлингов. Доставка, правда, была за счёт покупателя, но 53-летнего хозяина паба это не остановило, и теперь восстановленный учебно-тренировочный истребитель с номером «19» украшает собой сад его паба.

Jet Provost в саду паба Грейга
Jet Provost в саду паба Грейга (источник фото)

Хотя, пожалуй, самым необычным самолётом-рестораном является ресторан El Avión, собранный из фюзеляжа C-123 и расположенный на склоне горы в Коста-Рике. Изначально он был куплен вместе с ещё четырьмя самолётами для незаконных операций ЦРУ в Латинской Америке.

Интересные судьбы списанных самолётов, или Жизнь после жизни

Ну, знаете, доставка оружия никарагуанским «контрас», перевозка кокаина в США и многое другое. Если что, можно посмотреть фильм «Сделано в Америке», Голливуд врать не будет!

Когда скандал выплыл наружу, всем участникам процесса стало очень неудобно. К тому моменту один из самолётов уже был сбит и пропал где-то над джунглями. C-123 в конце 80-х оттащили на стоянку в аэропорту Сан-Хосе и сделали вид, что никогда не знали о наличии такого транспортника.

В 2000-м году, когда мир уже давно стал другим, останки самолёта выкупил частный предприниматель, отбуксировал на корабле в Коста-Рику и установил на склоне горы с видом на закатный океан.

Интересные судьбы списанных самолётов, или Жизнь после жизни
(Фото: El Avión)

Если бы самолёты, находящиеся на постаментах, в музеях, в ресторанах и боги знают, где ещё, могли разговаривать, то их автобиографии можно было бы смело продавать в Голливуд. Кассовый успех по всему миру обеспечен!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Бурная пенсия самолётов Второй мировой

Вторая мировая стала причиной мощного рывка в развитии военной техники, а «холодная война» только подстегнула перевооружение. Однако кое-кто из участников Второй мировой воевал и десятилетия спустя. Давайте вспомним этих боевых пенсионеров.

22K
27
5
221
Тест: Узнаёте ли вы самолёты Су-27?

Семейство Су-27 — пожалуй, самое удачное произведение современного российского авиапрома. Многочисленные его представители летают по всему миру, и знать их всех «в лицо» не так-то просто. WARHEAD предлагает знатокам проверить, узнают ли они все звёзды в созвездии «двадцать седьмых».

18K
0
0
171
Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

5.9K
14
6
45
Самолёт-шпион U-2 стал узлом для цифрового поля боя

Из шпионов — в роутеры. Знаменитый самолёт-разведчик U-2 времён холодной войны научили собирать информацию, полученную истребителями F-35, и передавать её всем участникам боя, формируя единую картину происходящего.

3.5K
26
4
40
Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков «Илья Муромец»

Здоровенный, многомоторный, способен летать за сотни километров и швырять сотни кило бомб. Для начального периода Первой мировой такой самолёт — на уровне фантастики. Для всех, кроме русских, — единственных, кто вступил в войну со своим большим многомоторным бомбардировщиком.

6.4K
66
54
148
Истребитель МиГ-31 успешно сел, несмотря на поломку шасси

Суровые уральские лётчики настолько суровы, что им даже шасси для посадки не нужны. В Пермском крае экипаж успешно и без повреждений приземлил МиГ-31, у которого разрушилось одно из колёс.

3.3K
25
13
27
Как посадить F-15 на одном крыле, или Столкновение самолётов над пустыней Негев

В начале мая 1983 года в ходе учебного воздушного боя столкнулись «Скайхок» и F-15 ВВС Израиля. Последующие события стали одной из самых знаменитых аварийных посадок в истории военной авиации. Как это было?

7.5K
58
46
118
Российские бомбардировщики побили мировой рекорд дальности полёта

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 прибавил к внушительному списку своих рекордов ещё один. Точнее — обновил, поскольку предыдущий в этой категории принадлежал ему же. Два Ту-160 совершили перелёт самой большой дальности и продолжительности полёта для самолётов своего класса.

2.7K
31
25
274
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
78
69
513
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

38K
110
238
664
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

37K
78
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
66
13
287
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

35K
88
18
273
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
В венесуэльском флоте обнаружилась секретная подлодка

От вездесущего ока интернет-экспертов не спрятаться никому — даже подводникам далёкой Венесуэлы. Пополнение флота южноамериканской страны секретной мини-субмариной не прошло незамеченным.

32K
24
3
18
Как ходили в туалет на подводной лодке: гальюн и «медовая бочка»

На субмарине многое делается не так, как привычно обычному человеку. К примеру, посещение туалета — ещё та операция. О том, как подводники Второй мировой справляли нужду, на примере немецких «серых волков», — в нашем материале.

31K
80
38
934
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

125K
71
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

91K
138
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
84
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
116
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

46K
139
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
78
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

43K
154
46
1.2K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

309K
145
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

169K
45
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

153K
65
12
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
79
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
104
26
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

125K
71
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

110K
62
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
WARBLOGS
О чем песня. Ария — 1100

Статья о смысле и содержании песни «1100» группы Ария. О том, что эта цифра не просто фигура речи, а непосредственно связана с техническими характеристиками Пе-2. И написан текст на основе реального применения Пе-2.

8.7K
21
21
0
Нешкольные заблуждения о Бородинском сражении. Часть первая

За последние тридцать лет отечественной исторической наукой в области изучения Отечественной войны 1812 года и участия России в наполеоновских войнах сделано немало открытий. Часть из них существенно меняет сложившиеся представления о Бородинском сражении. В данной статье рассмотрены типичные заблуждения, связанные с этим событием.__

4.8K
19
11
0
Лытдыбр флотофоба

Fleet in being. Тухачевский и Морозов. Прослушал выступление Мирослава Морозова про становление советского флота. И, почти, как Шариков, не согласен.

3.9K
8
14
0
Про флотскую смекалку

Море ошибок не прощает. Поэтому в моряках особенно ценятся такие качества как быстрота реакции, находчивость и сноровка.

3.3K
18
2
0
История и мифы песни «Serbia Strong»

Разбираемся что такое REMOVE KEBAB и Dat Face Soldier

2.8K
12
1
0
Убийца советских дроздов

Проект перспективного гиперзвукового американского перехватчика начала семидесятых годов.

2.6K
5
0
0
Пиксельный музей. Объект 775

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

2.5K
6
0
0
Эффект кумулятивного действия: Саяно-Шушенская ГЭС

Сегодня рассмотрим вопрос: как угробить ГЭС? Умные люди скажут, что надо повредить плотину. Это, конечно, самый очевидный вариант, но мы ведь не ищем лёгких путей? Итак, пошаговая инструкция «Авария на ГЭС для чайников» без смс и регистрации.

2.5K
25
2
0
Эффект кумулятивного действия: Бхопал

У нас есть адово вредное производство, куча дешевого низкоквалифицированного персонала, жадное руководство, устаревшее оборудование и город-миллионник под боком. Что может пойти не так?

2.4K
24
9
0