Игра Crusader Kings III: легко ли быть королём

Первого сентября, аккурат к началу занятий в школах и университетах, вышел в свет интерактивный учебник жизни средневекового правителя — стратегия Crusader Kings III от Paradox Interactive. Как это часто бывает, с выхода предыдущей части прошло немало времени — целых восемь лет. Так что любители почувствовать себя королём Франции, арабским халифом или Великим князем Киевским успели много раз пройти предыдущую часть со всеми вышедшими DLC, наблюдая, как создаваемые ими династии идут к величию, а затем падают во прах.

К Crusader Kings II вышло аж 15 дополнений, в результате превративших хорошую игру в путаную забаву с элементами изрядного трэша и угара.

Вспомнить хотя бы возможность основания новых религий, среди которых вполне может оказаться сатанизм, — или вторжения в средневековую Европу полчищ ацтеков, желающих бросить весь мир к подножию залитых кровью алтарей своих кошмарных богов. Так что необходимость третьей части давно назрела.

Что такое Crusader Kings

Вначале буквально пара слов о том, что такое Crusader Kings. Это такая очень необычная глобальная стратегия, в которой вы управляете не государством и не армией, а династией.

Такой подход принципиально меняет стиль игры.

Важна не победа в сражении: короли могут проигрывать битвы и целые войны — кто вспомнит об этом спустя сто лет… И не методичное закрашивание карты в цвет своей державы — средневековые государства подчинялись простому правилу: тебе принадлежит лишь то, чем ты можешь управлять самостоятельно, не доверяя это дело советникам и чиновникам.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Складывается ощущение, что создатели Crusader Kings тщательно изучали работы русского историка и футуролога Сергея Переслегина, сформулировавшего теорию «транспортной теоремы». Согласно ей, провинция отпадёт от государства, если информационная и транспортная связность между центром и провинцией станет существенно меньше, чем связность внутри провинции или между провинцией и зарубежным центром управления.

Поэтому едва ли не половину всего игрового времени в Crusader Kings приходится решать «транспортную теорему», искусно выстраивая равновесие между размером собственного домена и мощью своих вассалов. Последние, как правило, склонны лелеять мечты о независимости, как только власть правителя начнёт слабеть или государство столкнётся с серьёзными проблемами.

Значение имеет лишь твой феодальный дом: семья, наследники и родня. Ведь от того, насколько талантливы твои дети, зависит их способность править государством. И если обычный вассал — граф или герцог — не задумываясь предаст своего монарха, когда это будет ему выгодно, то близкому родственнику обычно имеет смысл доверять. Разумеется, если брат или дядя не стремятся заполучить ту же корону, что уверенно сидит на вашей голове.

Первые впечатления

Глядя на игру, понимаешь, что работали над ней долго и старательно. Картинка на экране, особенно для глобальной стратегии, красива. Модели персонажей сделаны в добротном 3D и выглядят как минимум на «четвёрку», а если брать западноевропейских правителей, то и на «отлично».

Интерфейс все ругают за сложность, но на фоне нагромождений таблиц, списков и вложенных меню из второй части он смотрится пристойно и за редкими исключениями не вызывает недоумения.

Игры, сделанные Paradox Interactive, обсонованно критикуют за «сырость» на релизе. Во что-то более-менее играбельное они превращаются лишь после полудюжины патчей и парочки DLC, а полностью раскрываются только несколько лет спустя, когда счёт платных и бесплатных дополнений близится к десятку. В Crusader Kings III можно играть уже сейчас, не опасаясь, что игра удивит досадными багами или зияющими дырами в содержании. Но, к сожалению, некоторые игровые события, технологии и законы пока выглядят немного недоработанными. А кое-где внимательному взгляду заметны изящно замаскированные «заглушки», скрывающие механики, которые в будущем явно окажутся введены в DLC.

Но сразу стоит предупредить: это игра на любителя. Тем, кто стремится получить от стратегии бодрый кинематографический экшен в стиле Starcraft или размышления над многочисленными полками, выстроенными на поле боя, как в Total War, здесь делать нечего. Crusader Kings — это игра, посвящённая правильному выбору, результаты которого могут сказаться спустя десятилетия. Она никуда не спешит и прямо говорит игроку: пред тобой если не вечность, то несколько столетий. Помни об этом. Твои проблемы сиюминутны и преходящи, неизменна лишь твоя династия.

Куда же без ляпов

Требовать от компьютерной игры глубокого историзма было бы абсурдно. Но следование историческим примерам там имеется, что позволяет считать её более-менее достоверным симулятором. Правда, с самими средневековыми династиями могут быть серьёзные проблемы. Если в Западной Европе всё примерно так, как было, то на периферии отсутствие у шведских разработчиков точной информации приводит к буйному разгулу фантазии.

Как вам, к примеру, такое. В 1066 году в Киеве, Чернигове и Новгороде правят Рюриковичи — всё, как и должно быть. Зато во Владимире угнездились неизвестные князья Залесские, причём православные, в соседней Рязани (которой ещё не существовало) правит финно-угорский князь Мате, а в Ярославле обитает неизвестный науке граф Кирилл из дома Тимерович. А если устремить взгляд куда-нибудь подальше, скажем в Африку, то там находятся совсем странные племенные образования во главе с каким-нибудь «великим чёрным Мгангой».

Руси откровенно не повезло. У русских нет тяжёлой кавалерии. То есть некая «дружина» у князя имеется, но это тяжёлая пехота. Видимо про то, что русские князья предпочитали конный бой, а их дружины были тяжеловооружёнными всадниками, в компании Paradox Interactive ничего не слышали. При этом у соседей с запада рыцарская конница есть, как и катафракты у Византии.

То же самое с государствами.

Руси нет, но есть Рутения. Параллельно ей имеется королевство Галиция. В Новгородской земле откуда-то взялась куча вассальных княжеств: Белоозеро, Тихвин, Валдай. А для объединения всех славян в едином государстве отчего-то надо завоевать Венгрию и Валахию с Трансильванией.

То-то мадьяры с румынами удивятся.

Не порадовали модели русских персонажей. Если бо́льшая часть западноевропейских феодалов хороши собой и галантны на вид, то чуть ли не половина князей и бояр на Руси — это такие характерные le moujik russe, с всклокоченным волосами и здоровенными бородищами.

Но особенно поражают девизы, имеющиеся у всех феодальных домов. Рюриковичам достался очень странный: «Дух-Лошадь с нами, Вера нам». Что он означает, понять решительно невозможно.

В центре игры — события

Пожалуй, самое интересное в Crusader Kings — это события, которые либо происходят случайным образом, либо становятся реакцией на ваши поступки. Случиться может всё что угодно. Вы можете узнать о супружеской неверности или получить в подарок милого котёнка.

Вот уж котиков от создателей игры совсем не ожидаешь.

Так мало того, что этот котик радует короля и снимает стресс, он ещё и деньги порой откуда-то приносит. Вот бы домашние коты обзавелись этой удивительно полезной способностью!

У событий почти всегда есть последствия, которые рано или поздно проявятся. Например, два придворных спорят из-за того, кому достанется выгодное место в совете. Кого ни выберешь — конкурент обидится и может затаить злобу, которая при неудачном стечении обстоятельств приведёт к восстанию и войне. Прямо настоящая «Игра престолов».

Выбор супруги короля и дальнейшее воспитание наследника — прямо игра внутри игры. Кого взять в жёны: бездарную принцессу, у которой отец — король соседней державы, или же низкородную умницу без титула, средств и армии, готовой прийти на помощь, но зато со всеми параметрами 10 и выше. Казалось бы, если мы строим династию, то надо выбирать второе. Но на деле оказывается, что приобрести сильного союзника может оказаться куда более выгодным, потому что враги, как обычно, не дремлют и собственных войск в тяжёлой ситуации может не хватить.

За империю!

Игра за большие державы и маленькие графства очень сильно различается. Короли первых способны поставить под свои знамёна такие армии, что могут буквально стереть в порошок всех соперников, кроме других таких же империй. Но, как уже говорилось, попытка сделать из большого средневекового королевства ещё более великое часто бессмысленна, так как завоёванные земли имеют чужую культуру, религию, собственные правящие дома.

В совокупности эти факторы способны развалить самую сильную державу, так что действовать надо очень осторожно, помня, что в реальной истории империи тех времён редко переживали своего создателя. Играя за — прошу прощения — «Рутению», автор захватил все окрестные земли: печенегов, балтов и угро-финнов. И благодаря талантам Изяслава Киевского всё это ещё как-то держалось. Но стоило правителю умереть, как занимавшее бо́льшую часть Восточной Европы государство распалось на четыре части — ровно по числу высших титулов, имевшихся у Изяслава.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Игровой Изяслав Киевский, который в Crusader Kings — великий дипломат и интриган, — это в реальной истории князь Изяслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, не унаследовавший талантов отца, зато прославленный своей драчливостью, склочным характером и полной бесталанностью в государственных делах. Зато персонаж игры имеет шанс прожить куда более долгую жизнь, чем его исторический прототип.

Так что увидев распад Киевской державы, остаётся или попробовать начать игру заново, или же, стиснув зубы, попытаться восстановить величие короны. Благо для этого имеются все возможности. Если у вас есть такое желание или вы хоть раз задумывались на тему «а что бы я сделал, окажись на месте одного из великих правителей прошлого», — имеет смысл присмотреться к Crusader Kings III. Возможно, это игра для вас.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий