itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Можно ли в современном, избалованном мире компьютерных игр создать что-то новое, потрафить старому да вписать это в доселе не известную историю и неклишированный сюжет? О чём мы? О новой компьютерной игре в жанре RTS — Iron Harvest.

/ /
8.1K
50
35
101

Можно ли в современном, избалованном мире компьютерных игр создать что-то новое, потрафить старому да вписать это в доселе не известную историю и неклишированный сюжет? О чём мы? О новой компьютерной игре в жанре RTS — Iron Harvest.

Предыстория

Начать стоит, пожалуй, с польского художника Якуба Ружальского, который взбудоражил всё сообщество стим- и дизельпанка своими прекрасными работами в неизвестном сеттинге. Посреди сельских пасторалей выхаживали ОБЧР различных стран, в задымлённых городах «стали, пара и электричества» мрачные личности плели тёмные заговоры, а главные герои в сопровождении своих верных… зверей? путешествовали по бескрайним равнинам Европы.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Якоб Розальски)

Несмотря на то, что в пояснениях к изображениям указывались «несостоявшиеся двадцатые годы XX века», по факту это была качественная альтернативная история. В ней после Первой мировой войны на территории Восточной Европы образовалось множество новых государств, а на поле боя господствовали экзоскелеты и шагоходы, управляемые людьми.

Но это были всё же только художественные работы. Более-менее твёрдую почву под ногами они получили с выходом настольной игры Scythe («Серп» в русской локализации). В базовой версии на гексагональном поле сражались пять игроков, представляющие Поланию, Саксонию, Русветский Союз, Крымское ханство (да-да!) и Северные Королевства. Несмотря на присутствие детальных миниатюр боевых роботов и героев, «Серп» являлся полноценной экономической стратегией, где игрокам приходилось добывать ресурсы, захватывать территории, «прокачивать» своих юнитов и заниматься многими другими вещами, стандартными в «еврогеймах».

Чтобы стал понятен интерес к игре, можно назвать только одну цифру: 1,8 миллиона долларов, которые были собраны на платформе Kickstarter в качестве предзаказа начальной версии «Серпа».

Вскоре к базовой игре вышли два дополнения: Invaders from Afar («Захватчики из далёких земель») и Wind Gambit («Небесный гамбит»), принёсшие в геймплей две новые фракции Альбион и Тогава и летающие корабли, которые кто-то по привычке обозвал дирижаблями. Вдогонку создатель игры Джейми Стегмайер выпустил отдельную сюжетную кампанию под названием Rise of Fenris («Восхождение Фенриса»), которая и раскрывала игрокам сюжет и подноготную мира «Серпа»: кто был главным злодеем, что такое Фабрика, и почему всё происходило именно так.

К тому моменту по Сети вовсю расходились скриншоты из новой игры Iron Harvest от компании KING Art, в которых явно угадывались всё те же работы Якуба Ружальского…

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Александр Потёмкин)
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Александр Потёмкин)
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Александр Потёмкин)
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Александр Потёмкин)

«Железный урожай»

«Железный урожай» (Iron Harvest) — так фермеры во Франции называют осколки снарядов и обрывки колючей проволоки во вспаханных полях на местах былых сражений. Первая мировая война воистину не имела равных по интенсивности: титанические усилия, тысячи жизней и миллионы снарядов тратились, чтобы сдвинуть фронт лишь на пару километров. До сих пор места самых яростных сражений обозначены как Zone Rouge — «Алая Зона», закрытая для посещения. Земля в этих местах буквально пропитана смертью, таящейся в ржавых корпусах неразорвавшихся гранат и снарядов или растворённой в запредельных концентрациях в почве свинца, хлора, мышьяка и ртути. По мнению специалистов, пройдёт ещё несколько веков, прежде чем Zone Rouge станет вновь пригодной для жизни.

Игра с таким символичным названием, разумеется, не могла не привлечь внимания. Не так уж много игр вообще выходило по тематике Первой мировой, и куда меньше — посвящённых межвоенному периоду, так называемому Интербеллуму. Интерес подогревало ещё и то, что компьютерная версия «Серпа» должна была стать не ролевой игрой, и не варгеймом (что было бы вполне предсказуемо), а таким редким ныне зверем, как стратегия в реальном времени.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Будем откровенны: жанр RTS в последние годы переживал упадок, в основном пополняясь новыми итерациями уже известных игровых вселенных. Совершенно новая игра в таком «рискованном» жанре была словно глотком свежего воздуха — и одновременно подводила к осознанию того, как высоки ставки.

По общему мнению, Iron Harvest могла стать либо провальной, либо гениальной. Что же получилось?

Что это, Бэрримор?

Все выходящие в свет игры принято сравнивать с корифеями жанра: Command & Conquer, Warcraft, Starcraft, Age of Empires, Sudden Strike и играми на их механике. Что ж, попробуем провести параллели.

Первые игры в стартовой кампании вызывают оторопь. Больше всего игровой процесс напоминает не RTS, а смесь стелс-экшна в стиле Commandos: Behind Enemy Lines и миссий из Sudden Strike III. Мы имеем главного героя (-иню), несколько отрядов с различным вооружением и карту, на которой надо выполнить сюжетную задачу. Приходится беречь войска, лечить раненых с помощью разбросанных по карте аптечек и собирать ресурсы.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Собственно, с этих классических ресурсов в виде «железа» и «нефти» только спустя пару миссий и начинается сама фаза стратегии. Всё необходимое можно добывать из классических шахт и насосов, собирать из расставленных на карте грузов или разбирать подбитые мехи противника на запчасти. Дальше инженеры (ну а кто ещё!) возводят за определённое время штаб, казармы, мастерские и прочие укрепления, а уже оттуда появляются нужные нам юниты.

Хотите штурмовать позиции противника десятком шагоходов или людскими толпами в стиле Вердена? Ожидайте, «ваш заказ очень важен для нас». Только помните, что для боевого процесса необходимо соблюдать баланс.

Боевые машины без прикрытия солдат с простыми винтовками (а лучше — с пулемётом) превращаются в такую хорошую, красивую железную мишень, по которой не попадёт только ленивый.

Игровой процесс

Потому будем помогать друг другу. Желательно из безопасного места!

Чем игра интригует с первых же шагов, так это реалистичной механикой укрытий. Любое поле боя изобилует траншеями, канавами, заборами и строениями, за которыми пехота может залечь (или засесть) и стать существенно менее уязвимой. При этом защита даётся только с конкретной стороны: если спрятавшихся за брёвнами пехотинцев обошли с тыла, весь эффект пропадает. Так что тактике и манёврам приходится уделять немало внимания!

По мере встреч с неприятелем и его последующим отправлением в мир иной, с противника падает его штатное вооружение, которое можно приказать подобрать своим бойцам. Так, за игру отряд стрелков может побыть гранатомётчиками, инженерами, медиками и расчётом полустационарного вооружения — причём сколько угодно раз! Сесть за тяжёлый пулемёт или зарядить бронебойную пушку может кто угодно… только вот катать их придётся вручную. Да-да, вы не ослышались. В мире прекрасных дизельных технологий тягачей для пушек не придумали, а автомобили есть только в качестве объектов на карте.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Боевые шагоходы («автомашины») при этом воюют как бы со всеми, но вроде и сами по себе. Да, есть чёткое разделение на противопехотные мехи, мехи поддержки и прочие, но вот когда в дело вступают действительно «тяжи», пехоте остаётся только сбежать в угол и не отсвечивать.

Некоторые танки можно перевести в осадный режим, превратить в огромные пушки на ножках и спросить: «Где воронку делать будем»? (хотя нет, это из другой игры… но ощущения те же).

Завалить что-то тяжелее автомашины второго уровня без противотанкового оружия нереально. Разве что зайти с тыла, где (внезапно!) кормовая броня слабее и её можно расковырять с помощью банальной массовой стрельбы из винтовок (хотя гранаты, ручные пушки или — самое вкусное — выкаченная на позицию в тылу врага пушка, гораздо лучше).

Война за микроконтроль и прочие неудачности

Тут, правда, возникает момент, что надо как-то это всё «богатство» завести с уязвимой к противнику стороны… и тут на сцену выходит один из самых раздражающих недочётов Iron Harvest — микроконтроль. Беспомощность солдат без вашего бдительного участия порой доводит до исступления, особенно на фоне, в общем-то, не такого уж и тупого компьютера. Отряды, руководимые AI, грамотно находят укрытия, а вот если не велеть своим бойцам прятаться за забором, то они так и будут стоять под огнём в двух шагах от укрытия…

Стоит отвлечься — и вместо того, чтобы с криком CHAAAAAAAAAAAARGE! нестись врукопашную на врага, ваш мех, вооружённый винтовкой для стрельбы по низколетящим слонам калибра этак 20 мм плюс приделанное лезвие от алебарды, пытается попасть в одинокого пехотинца на другом краю карты — в тот момент, когда вокруг кипит схватка, летают снаряды и отрываются лишние запчасти.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Система поражения при этом ведёт себя, мягко говоря, странновато. Например, тяжёлые осадные пушки могут потратить более двадцати снарядов, чтобы завалить прекрасно видимый отряд пехоты, стоящий в чистом поле. Это притом, что в реальности в воронки от таких снарядов можно было бы спрятать средних размеров грузовик.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Обратно: в одной из миссий автор умудрился разобрать героем-снайпером тяжёлый мех третьего уровня. Соло. Бóльшую часть времени стреляя в лоб. Но то сюжетный персонаж…

It’s magic!

Отдельные ухмылки вызывает совпадение двух персонажей в одной точке пространства-времени. Если путь вашего меха лежит через скученный отряд пехоты, то он через него просто-напросто пройдёт напрямую, не задерживаясь. Толкучка возникнет только в случае встречи с железным братом. Опять же — пехота, которая должна задевать головой пятую точку низкосидящего меха, бежит через его позицию, не встречая сопротивления.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Если же вам придётся управлять перемещениями стационарной огневой точки (пушки, пулемёта, миномёта и т. д.), то вы вспомните все возможные ругательства в адрес разработчиков. Дело в том, что у этих орудий есть так называемый «радиус поражения», который можно увидеть, только разложив боевую единицу в стационарный режим. Если же этот радиус не захватывает нужную вам точку, то орудие следует свернуть, развернуть на новую позицию и разложить заново, поскольку функции «довернуть орудие» в игре нет.

Времени, которое требуется в бою на все эти манипуляции, вполне хватит противнику, чтобы подойти поближе, посмеяться над вашей неуклюжестью — да и врезать по расчёту из автоматов.

Стиль и сюжет игры в контексте истории

Как бы смешно ни казалось, но, пожалуй, все эти претензии к Iron Harvest — по части игрового процесса. К нему достаточно быстро привыкаешь и начинаешь получать искреннее удовольствие от прохождения сюжета.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Мир игры, с одной стороны, самобытен — а с другой, тесно связан с реальной историей начала XX века. Карта мира другая: Германская империя объединена под властью Саксонии, на месте России — Русветский Союз, а Польша независима и составляет Республику Полания, зажатую между двумя империями. Но ход и курс событий повторяет нашу историю с неожиданной суровостью. Радужные довоенные мечты о быстрой и славной победе («Вернусь домой к рождеству», — говорит один из персонажей своей маленькой сестрёнке) оборачиваются кровью, истощением, и усталостью затяжной войны — и вот это игра передаёт блестяще.

Например, в одном из роликов мы видим военную хронику времён как бы ПМВ, где бравые поланцы рвутся реализовать свою извечную мечту об империи «от моря до моря». А в следующем главные герои уже с грустью рассуждают, что «Полания сама виновата в своём поражении, и нечего пенять на Русвет и Саксонию, которые оккупировали нас. Мы хотели слишком многого и поплатились».

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

При этом однозначное Зло (с большой буквы) — оно где-то далеко и как-то связано с таинственной организацией «Фенрис» и загадочной Фабрикой. А саксонцы, русветцы, поланцы — все они просто люди, которых втянули в мировую бойню, подчас вопреки их воле.

«Хорошая страна. Мне бы здесь понравилось, когда все закончится…», — говорит русветский солдат у костра в одной из первых миссий за Поланию.

Игра изобилует такими мелкими вставками, не позволяющими забыть, что враги — вовсе не обязательно «плохие».

Несомненное достоинство мира Iron Harvest — он чрезвычайно… убедителен. Авторы очень удачно выбрали исторический период Первой мировой войны: здесь шагающие механизмы смотрятся «уместно»… и даже не особо слишком выделяются на фоне тех идей, которые в реале предлагали в попытке выйти из позиционного тупика. В шагоходах нет никакой «приглаженности»: в основном это огромные неуклюжие коробки и банки на коротеньких ножках (причём часто на нескольких парах, а то и на поддерживающих колёсиках) — шипящие, скрежещущие и палящие из торчащих с самых разных мест огневых точек. В них веришь.

В другом историческом периоде такого попадания не было бы. Та же Вторая мировая уже потребовала бы определённой «рафинированности» дизайнов — и все недостатки шагоходов стали бы очевидны. Но Первая мировая была временем экспериментов, тут уместны и утыканная пулемётами бронебанка на паучьих ногах, и стальной цыпленок, вооружённый центробежными гранатомётами, и исполинский мех с острыми серпами. Кстати, о них.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

В стилистическом отношении фракции Полании и Русвета проработаны блестяще. Каждая единица разумно вписана в общую доктрину: быстрота и дальнобойность для Полании, броня и медленный, неостановимый напор для Русвета. Вид машин разумно соответствует их назначению (даже если оно — рубить противника гигантскими серпами в ближнем бою): поланские машины — высокие и длинноногие, русветские — массивные и приземистые. А вот Саксонии повезло меньше: её стилистика сводится к «танк, только на ножках» и смотрится довольно неубедительно.

Особенно хочу отметить хорошую работу, проделанную с названиями техники. Авторы реально постарались и придумали каждой стороне свою систему названий. Например, саксонские автомашины названы в честь персоналий германского фольклора: «Изенгрим», «Вотан», «Брунгильда». Русветские названы функционально: «Огниво» — самоходный огнемёт; «Гуляй-Город» — тяжелобронированный шагоход прорыва. А поланские носят либо нейтральные названия вроде «Смелый» или «Мощный», либо названы в честь зверей («Тур», «Черепаха»).

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

При этом откровенной «клюквы» в игре практически нет. Русветские солдаты хотя и носят высокие меховые шапки, но не кидаются бутылками с vodka и не отплясывают гопак при каждом удобном случае. Дрессированный медведь в игре, правда, есть, но он один и, кстати, поланский — ручной мишка главной героини кампании. А русветцам зато выдали уссурийскую тигрицу в качестве «фамильяра» их героини.

Так прорыв или провал?

Не провал — точно. Внимание к деталям, великолепный стиль и масштабная, комплексная вселенная однозначно выводят Iron Harvest выше «среднего». Но и прямо-таки прорывом в жанре игру назвать всё-таки сложно, несмотря на обилие новаторских техник и идей.

Имеющиеся недостатки — назойливый микроконтроль, нарушение баланса высокоуровневыми юнитами (против сверхтяжёлых шагоходов высших уровней, как правило, можно адекватно выставить только собственные машины), и определённая… незатейливость сюжетной линии всё же сказываются на игре. Хочется надеяться, что авторы, во-первых, учтут эти проблемы, а во-вторых, сосредоточатся на сильных сторонах игры: уникальной стилистике и обширной вселенной, дающей возможность вводить новые проработанные фракции.

P.S. Но всё-таки — почему в «Серпе» всё ещё нет Франции? Гм… Франконии? Галлии?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Как Нолан «продинамил» зрителя
О чём молчат пустынные пляжи киношного Дюнкерка

С историческими фильмами в последнее время одна и та же беда — выходишь из кинотеатра, щурясь от света, чешешь репу и думаешь — что это было, и точно ли «это» именно про ту историю? Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк», богатый разными другими достоинствами, не поражает масштабами. В отличие от реальных событий, которые он был призван нам показать.

17K
24
11
1
Три главные ошибки стратегии и тактики в «Игре Престолов»

Джордж Мартин любим поклонниками за историческую достоверность, однако сериал уже два сезона как оторвался от книг и летит по пачке Беломора. Динамики прибавилось, да и персонажи почти перестали умирать, зато реалистичность сражений вызывает сомнения. И вовсе не потому, что в них участвуют живые мертвецы и драконы.

38K
26
9
160
«Белый тигр» — в кино в пять раз лучше
Что посмотреть про танчики

Снимать фильмы по книгам — дело выгодное. Писателю копеечка капает, киношникам меньше возни с сюжетом и гарантия, что на «Пятьдесят сумерек дивергента» как минимум читатели, да сходят. Ну а зрителям, на худой конец, можно зарубиться в спецолимпиаде на тему: что круче — первоисточник или экранное воплощение. Обычно книга лучше… Но с «Белым тигром» Шахназарова по мотивам романа Ильи Бояшова все вышло наоборот. И вот почему.

15K
21
12
74
Здравствуй, белочка
Суровый северокорейский кавай

По выжженным полям ползут тяжёлые, усеянные шипами мамонт-танки с тремя стволами. Генерал походя расстреливает агента по завершении спецоперации. Попавшее в засаду отделение противника сжигают заживо из огнемётов… Что происходит?

22K
28
5
299
Крепкий орешек по-советски
Бабушки и дирижабли против эсэсовцев под веществами

На рубеже кукурузно-оттепельной эпохи Хрущёва и портвейно-застойной брежневской эры на советские экраны вышел фильм «Крепкий орешек». Повествующий отнюдь не о борьбе Ивана Маклейнова в условиях развитого социализма. Впрочем, чего ещё можно ожидать от ленты, сценарий к которой писал Эфраим Севела?

17K
17
8
338
С той стороны: 5 немецких романов о Второй мировой

Мы все знаем книги «Живые и мертвые», «Прокляты и убиты», «Судьба человека», «В окопах Сталинграда», «А зори здесь тихие» и десятки других произведений о Великой Отечественной войне. Но что писали о ней те, с кем мы воевали?

63K
20
20
600
«Армия Спасения»
«Клюква», которая стоит просмотра

Если хочется провести пару часов длинным осенним вечером за лёгкой военной киношкой в стиле «Red Alert», то вот вам развесистая и сочная клюква. В 2000 году, на фоне саркастичного угара «ДМБ», фильм «Армия спасения» остался практически незамеченным. А зря.

10K
10
3
108
Василий Верещагин — художник, что рисует солнце
(но все почему-то замечают только отрезанные головы)

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — «Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

11K
27
4
114
Советские танки в Фульдском коридоре? Ня!
Веселые картинки экран покажет наш

Нет такого явления, о котором не сняли бы аниме. В начале 80-х вышел шизомилитаристский опус про Третью мировую с ядерными грибами над Нью-Йорком и Москвой, снятый по мотивам романа Джона Хакетта. Аниме Future War 198X, при всех штампах, клюкве и невменяемости персонажей заслуживает внимания. Где ещё можно увидеть наполненную пафосом сцену прорыва Фульдского коридора танками 8-й гвардейской армии?

17K
37
5
251
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

115K
80
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

80K
35
38
48
Новый рекорд дальности стрельбы: из пистолета на два километра (видео)

Два километра — солидная дистанция даже для снайперской винтовки. Но американец Виктор Авила сумел первым же выстрелом поразить мишень, находящуюся на расстоянии 1838 метров… из пистолета!

6.5K
31
19
330
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS