itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Можно ли в современном, избалованном мире компьютерных игр создать что-то новое, потрафить старому да вписать это в доселе не известную историю и неклишированный сюжет? О чём мы? О новой компьютерной игре в жанре RTS — Iron Harvest.

/ /
6.4K
50
35
101

Можно ли в современном, избалованном мире компьютерных игр создать что-то новое, потрафить старому да вписать это в доселе не известную историю и неклишированный сюжет? О чём мы? О новой компьютерной игре в жанре RTS — Iron Harvest.

Предыстория

Начать стоит, пожалуй, с польского художника Якуба Ружальского, который взбудоражил всё сообщество стим- и дизельпанка своими прекрасными работами в неизвестном сеттинге. Посреди сельских пасторалей выхаживали ОБЧР различных стран, в задымлённых городах «стали, пара и электричества» мрачные личности плели тёмные заговоры, а главные герои в сопровождении своих верных… зверей? путешествовали по бескрайним равнинам Европы.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Якоб Розальски)

Несмотря на то, что в пояснениях к изображениям указывались «несостоявшиеся двадцатые годы XX века», по факту это была качественная альтернативная история. В ней после Первой мировой войны на территории Восточной Европы образовалось множество новых государств, а на поле боя господствовали экзоскелеты и шагоходы, управляемые людьми.

Но это были всё же только художественные работы. Более-менее твёрдую почву под ногами они получили с выходом настольной игры Scythe («Серп» в русской локализации). В базовой версии на гексагональном поле сражались пять игроков, представляющие Поланию, Саксонию, Русветский Союз, Крымское ханство (да-да!) и Северные Королевства. Несмотря на присутствие детальных миниатюр боевых роботов и героев, «Серп» являлся полноценной экономической стратегией, где игрокам приходилось добывать ресурсы, захватывать территории, «прокачивать» своих юнитов и заниматься многими другими вещами, стандартными в «еврогеймах».

Чтобы стал понятен интерес к игре, можно назвать только одну цифру: 1,8 миллиона долларов, которые были собраны на платформе Kickstarter в качестве предзаказа начальной версии «Серпа».

Вскоре к базовой игре вышли два дополнения: Invaders from Afar («Захватчики из далёких земель») и Wind Gambit («Небесный гамбит»), принёсшие в геймплей две новые фракции Альбион и Тогава и летающие корабли, которые кто-то по привычке обозвал дирижаблями. Вдогонку создатель игры Джейми Стегмайер выпустил отдельную сюжетную кампанию под названием Rise of Fenris («Восхождение Фенриса»), которая и раскрывала игрокам сюжет и подноготную мира «Серпа»: кто был главным злодеем, что такое Фабрика, и почему всё происходило именно так.

К тому моменту по Сети вовсю расходились скриншоты из новой игры Iron Harvest от компании KING Art, в которых явно угадывались всё те же работы Якуба Ружальского…

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Александр Потёмкин)
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Александр Потёмкин)
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Александр Потёмкин)
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
(Фото: Александр Потёмкин)

«Железный урожай»

«Железный урожай» (Iron Harvest) — так фермеры во Франции называют осколки снарядов и обрывки колючей проволоки во вспаханных полях на местах былых сражений. Первая мировая война воистину не имела равных по интенсивности: титанические усилия, тысячи жизней и миллионы снарядов тратились, чтобы сдвинуть фронт лишь на пару километров. До сих пор места самых яростных сражений обозначены как Zone Rouge — «Алая Зона», закрытая для посещения. Земля в этих местах буквально пропитана смертью, таящейся в ржавых корпусах неразорвавшихся гранат и снарядов или растворённой в запредельных концентрациях в почве свинца, хлора, мышьяка и ртути. По мнению специалистов, пройдёт ещё несколько веков, прежде чем Zone Rouge станет вновь пригодной для жизни.

Игра с таким символичным названием, разумеется, не могла не привлечь внимания. Не так уж много игр вообще выходило по тематике Первой мировой, и куда меньше — посвящённых межвоенному периоду, так называемому Интербеллуму. Интерес подогревало ещё и то, что компьютерная версия «Серпа» должна была стать не ролевой игрой, и не варгеймом (что было бы вполне предсказуемо), а таким редким ныне зверем, как стратегия в реальном времени.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Будем откровенны: жанр RTS в последние годы переживал упадок, в основном пополняясь новыми итерациями уже известных игровых вселенных. Совершенно новая игра в таком «рискованном» жанре была словно глотком свежего воздуха — и одновременно подводила к осознанию того, как высоки ставки.

По общему мнению, Iron Harvest могла стать либо провальной, либо гениальной. Что же получилось?

Что это, Бэрримор?

Все выходящие в свет игры принято сравнивать с корифеями жанра: Command & Conquer, Warcraft, Starcraft, Age of Empires, Sudden Strike и играми на их механике. Что ж, попробуем провести параллели.

Первые игры в стартовой кампании вызывают оторопь. Больше всего игровой процесс напоминает не RTS, а смесь стелс-экшна в стиле Commandos: Behind Enemy Lines и миссий из Sudden Strike III. Мы имеем главного героя (-иню), несколько отрядов с различным вооружением и карту, на которой надо выполнить сюжетную задачу. Приходится беречь войска, лечить раненых с помощью разбросанных по карте аптечек и собирать ресурсы.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Собственно, с этих классических ресурсов в виде «железа» и «нефти» только спустя пару миссий и начинается сама фаза стратегии. Всё необходимое можно добывать из классических шахт и насосов, собирать из расставленных на карте грузов или разбирать подбитые мехи противника на запчасти. Дальше инженеры (ну а кто ещё!) возводят за определённое время штаб, казармы, мастерские и прочие укрепления, а уже оттуда появляются нужные нам юниты.

Хотите штурмовать позиции противника десятком шагоходов или людскими толпами в стиле Вердена? Ожидайте, «ваш заказ очень важен для нас». Только помните, что для боевого процесса необходимо соблюдать баланс.

Боевые машины без прикрытия солдат с простыми винтовками (а лучше — с пулемётом) превращаются в такую хорошую, красивую железную мишень, по которой не попадёт только ленивый.

Игровой процесс

Потому будем помогать друг другу. Желательно из безопасного места!

Чем игра интригует с первых же шагов, так это реалистичной механикой укрытий. Любое поле боя изобилует траншеями, канавами, заборами и строениями, за которыми пехота может залечь (или засесть) и стать существенно менее уязвимой. При этом защита даётся только с конкретной стороны: если спрятавшихся за брёвнами пехотинцев обошли с тыла, весь эффект пропадает. Так что тактике и манёврам приходится уделять немало внимания!

По мере встреч с неприятелем и его последующим отправлением в мир иной, с противника падает его штатное вооружение, которое можно приказать подобрать своим бойцам. Так, за игру отряд стрелков может побыть гранатомётчиками, инженерами, медиками и расчётом полустационарного вооружения — причём сколько угодно раз! Сесть за тяжёлый пулемёт или зарядить бронебойную пушку может кто угодно… только вот катать их придётся вручную. Да-да, вы не ослышались. В мире прекрасных дизельных технологий тягачей для пушек не придумали, а автомобили есть только в качестве объектов на карте.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Боевые шагоходы («автомашины») при этом воюют как бы со всеми, но вроде и сами по себе. Да, есть чёткое разделение на противопехотные мехи, мехи поддержки и прочие, но вот когда в дело вступают действительно «тяжи», пехоте остаётся только сбежать в угол и не отсвечивать.

Некоторые танки можно перевести в осадный режим, превратить в огромные пушки на ножках и спросить: «Где воронку делать будем»? (хотя нет, это из другой игры… но ощущения те же).

Завалить что-то тяжелее автомашины второго уровня без противотанкового оружия нереально. Разве что зайти с тыла, где (внезапно!) кормовая броня слабее и её можно расковырять с помощью банальной массовой стрельбы из винтовок (хотя гранаты, ручные пушки или — самое вкусное — выкаченная на позицию в тылу врага пушка, гораздо лучше).

Война за микроконтроль и прочие неудачности

Тут, правда, возникает момент, что надо как-то это всё «богатство» завести с уязвимой к противнику стороны… и тут на сцену выходит один из самых раздражающих недочётов Iron Harvest — микроконтроль. Беспомощность солдат без вашего бдительного участия порой доводит до исступления, особенно на фоне, в общем-то, не такого уж и тупого компьютера. Отряды, руководимые AI, грамотно находят укрытия, а вот если не велеть своим бойцам прятаться за забором, то они так и будут стоять под огнём в двух шагах от укрытия…

Стоит отвлечься — и вместо того, чтобы с криком CHAAAAAAAAAAAARGE! нестись врукопашную на врага, ваш мех, вооружённый винтовкой для стрельбы по низколетящим слонам калибра этак 20 мм плюс приделанное лезвие от алебарды, пытается попасть в одинокого пехотинца на другом краю карты — в тот момент, когда вокруг кипит схватка, летают снаряды и отрываются лишние запчасти.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Система поражения при этом ведёт себя, мягко говоря, странновато. Например, тяжёлые осадные пушки могут потратить более двадцати снарядов, чтобы завалить прекрасно видимый отряд пехоты, стоящий в чистом поле. Это притом, что в реальности в воронки от таких снарядов можно было бы спрятать средних размеров грузовик.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Обратно: в одной из миссий автор умудрился разобрать героем-снайпером тяжёлый мех третьего уровня. Соло. Бóльшую часть времени стреляя в лоб. Но то сюжетный персонаж…

It’s magic!

Отдельные ухмылки вызывает совпадение двух персонажей в одной точке пространства-времени. Если путь вашего меха лежит через скученный отряд пехоты, то он через него просто-напросто пройдёт напрямую, не задерживаясь. Толкучка возникнет только в случае встречи с железным братом. Опять же — пехота, которая должна задевать головой пятую точку низкосидящего меха, бежит через его позицию, не встречая сопротивления.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Если же вам придётся управлять перемещениями стационарной огневой точки (пушки, пулемёта, миномёта и т. д.), то вы вспомните все возможные ругательства в адрес разработчиков. Дело в том, что у этих орудий есть так называемый «радиус поражения», который можно увидеть, только разложив боевую единицу в стационарный режим. Если же этот радиус не захватывает нужную вам точку, то орудие следует свернуть, развернуть на новую позицию и разложить заново, поскольку функции «довернуть орудие» в игре нет.

Времени, которое требуется в бою на все эти манипуляции, вполне хватит противнику, чтобы подойти поближе, посмеяться над вашей неуклюжестью — да и врезать по расчёту из автоматов.

Стиль и сюжет игры в контексте истории

Как бы смешно ни казалось, но, пожалуй, все эти претензии к Iron Harvest — по части игрового процесса. К нему достаточно быстро привыкаешь и начинаешь получать искреннее удовольствие от прохождения сюжета.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

Мир игры, с одной стороны, самобытен — а с другой, тесно связан с реальной историей начала XX века. Карта мира другая: Германская империя объединена под властью Саксонии, на месте России — Русветский Союз, а Польша независима и составляет Республику Полания, зажатую между двумя империями. Но ход и курс событий повторяет нашу историю с неожиданной суровостью. Радужные довоенные мечты о быстрой и славной победе («Вернусь домой к рождеству», — говорит один из персонажей своей маленькой сестрёнке) оборачиваются кровью, истощением, и усталостью затяжной войны — и вот это игра передаёт блестяще.

Например, в одном из роликов мы видим военную хронику времён как бы ПМВ, где бравые поланцы рвутся реализовать свою извечную мечту об империи «от моря до моря». А в следующем главные герои уже с грустью рассуждают, что «Полания сама виновата в своём поражении, и нечего пенять на Русвет и Саксонию, которые оккупировали нас. Мы хотели слишком многого и поплатились».

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

При этом однозначное Зло (с большой буквы) — оно где-то далеко и как-то связано с таинственной организацией «Фенрис» и загадочной Фабрикой. А саксонцы, русветцы, поланцы — все они просто люди, которых втянули в мировую бойню, подчас вопреки их воле.

«Хорошая страна. Мне бы здесь понравилось, когда все закончится…», — говорит русветский солдат у костра в одной из первых миссий за Поланию.

Игра изобилует такими мелкими вставками, не позволяющими забыть, что враги — вовсе не обязательно «плохие».

Несомненное достоинство мира Iron Harvest — он чрезвычайно… убедителен. Авторы очень удачно выбрали исторический период Первой мировой войны: здесь шагающие механизмы смотрятся «уместно»… и даже не особо слишком выделяются на фоне тех идей, которые в реале предлагали в попытке выйти из позиционного тупика. В шагоходах нет никакой «приглаженности»: в основном это огромные неуклюжие коробки и банки на коротеньких ножках (причём часто на нескольких парах, а то и на поддерживающих колёсиках) — шипящие, скрежещущие и палящие из торчащих с самых разных мест огневых точек. В них веришь.

В другом историческом периоде такого попадания не было бы. Та же Вторая мировая уже потребовала бы определённой «рафинированности» дизайнов — и все недостатки шагоходов стали бы очевидны. Но Первая мировая была временем экспериментов, тут уместны и утыканная пулемётами бронебанка на паучьих ногах, и стальной цыпленок, вооружённый центробежными гранатомётами, и исполинский мех с острыми серпами. Кстати, о них.

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой
Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

В стилистическом отношении фракции Полании и Русвета проработаны блестяще. Каждая единица разумно вписана в общую доктрину: быстрота и дальнобойность для Полании, броня и медленный, неостановимый напор для Русвета. Вид машин разумно соответствует их назначению (даже если оно — рубить противника гигантскими серпами в ближнем бою): поланские машины — высокие и длинноногие, русветские — массивные и приземистые. А вот Саксонии повезло меньше: её стилистика сводится к «танк, только на ножках» и смотрится довольно неубедительно.

Особенно хочу отметить хорошую работу, проделанную с названиями техники. Авторы реально постарались и придумали каждой стороне свою систему названий. Например, саксонские автомашины названы в честь персоналий германского фольклора: «Изенгрим», «Вотан», «Брунгильда». Русветские названы функционально: «Огниво» — самоходный огнемёт; «Гуляй-Город» — тяжелобронированный шагоход прорыва. А поланские носят либо нейтральные названия вроде «Смелый» или «Мощный», либо названы в честь зверей («Тур», «Черепаха»).

Игра Iron Harvest: почти получившийся олдскул о Первой мировой

При этом откровенной «клюквы» в игре практически нет. Русветские солдаты хотя и носят высокие меховые шапки, но не кидаются бутылками с vodka и не отплясывают гопак при каждом удобном случае. Дрессированный медведь в игре, правда, есть, но он один и, кстати, поланский — ручной мишка главной героини кампании. А русветцам зато выдали уссурийскую тигрицу в качестве «фамильяра» их героини.

Так прорыв или провал?

Не провал — точно. Внимание к деталям, великолепный стиль и масштабная, комплексная вселенная однозначно выводят Iron Harvest выше «среднего». Но и прямо-таки прорывом в жанре игру назвать всё-таки сложно, несмотря на обилие новаторских техник и идей.

Имеющиеся недостатки — назойливый микроконтроль, нарушение баланса высокоуровневыми юнитами (против сверхтяжёлых шагоходов высших уровней, как правило, можно адекватно выставить только собственные машины), и определённая… незатейливость сюжетной линии всё же сказываются на игре. Хочется надеяться, что авторы, во-первых, учтут эти проблемы, а во-вторых, сосредоточатся на сильных сторонах игры: уникальной стилистике и обширной вселенной, дающей возможность вводить новые проработанные фракции.

P.S. Но всё-таки — почему в «Серпе» всё ещё нет Франции? Гм… Франконии? Галлии?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Как Нолан «продинамил» зрителя
О чём молчат пустынные пляжи киношного Дюнкерка

С историческими фильмами в последнее время одна и та же беда — выходишь из кинотеатра, щурясь от света, чешешь репу и думаешь — что это было, и точно ли «это» именно про ту историю? Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк», богатый разными другими достоинствами, не поражает масштабами. В отличие от реальных событий, которые он был призван нам показать.

17K
24
11
1
Три главные ошибки стратегии и тактики в «Игре Престолов»

Джордж Мартин любим поклонниками за историческую достоверность, однако сериал уже два сезона как оторвался от книг и летит по пачке Беломора. Динамики прибавилось, да и персонажи почти перестали умирать, зато реалистичность сражений вызывает сомнения. И вовсе не потому, что в них участвуют живые мертвецы и драконы.

38K
26
9
160
«Белый тигр» — в кино в пять раз лучше
Что посмотреть про танчики

Снимать фильмы по книгам — дело выгодное. Писателю копеечка капает, киношникам меньше возни с сюжетом и гарантия, что на «Пятьдесят сумерек дивергента» как минимум читатели, да сходят. Ну а зрителям, на худой конец, можно зарубиться в спецолимпиаде на тему: что круче — первоисточник или экранное воплощение. Обычно книга лучше… Но с «Белым тигром» Шахназарова по мотивам романа Ильи Бояшова все вышло наоборот. И вот почему.

15K
21
12
74
Здравствуй, белочка
Суровый северокорейский кавай

По выжженным полям ползут тяжёлые, усеянные шипами мамонт-танки с тремя стволами. Генерал походя расстреливает агента по завершении спецоперации. Попавшее в засаду отделение противника сжигают заживо из огнемётов… Что происходит?

22K
28
5
299
Крепкий орешек по-советски
Бабушки и дирижабли против эсэсовцев под веществами

На рубеже кукурузно-оттепельной эпохи Хрущёва и портвейно-застойной брежневской эры на советские экраны вышел фильм «Крепкий орешек». Повествующий отнюдь не о борьбе Ивана Маклейнова в условиях развитого социализма. Впрочем, чего ещё можно ожидать от ленты, сценарий к которой писал Эфраим Севела?

17K
17
8
338
С той стороны: 5 немецких романов о Второй мировой

Мы все знаем книги «Живые и мертвые», «Прокляты и убиты», «Судьба человека», «В окопах Сталинграда», «А зори здесь тихие» и десятки других произведений о Великой Отечественной войне. Но что писали о ней те, с кем мы воевали?

63K
20
20
600
«Армия Спасения»
«Клюква», которая стоит просмотра

Если хочется провести пару часов длинным осенним вечером за лёгкой военной киношкой в стиле «Red Alert», то вот вам развесистая и сочная клюква. В 2000 году, на фоне саркастичного угара «ДМБ», фильм «Армия спасения» остался практически незамеченным. А зря.

10K
10
3
108
Василий Верещагин — художник, что рисует солнце
(но все почему-то замечают только отрезанные головы)

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — «Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

11K
26
4
114
Советские танки в Фульдском коридоре? Ня!
Веселые картинки экран покажет наш

Нет такого явления, о котором не сняли бы аниме. В начале 80-х вышел шизомилитаристский опус про Третью мировую с ядерными грибами над Нью-Йорком и Москвой, снятый по мотивам романа Джона Хакетта. Аниме Future War 198X, при всех штампах, клюкве и невменяемости персонажей заслуживает внимания. Где ещё можно увидеть наполненную пафосом сцену прорыва Фульдского коридора танками 8-й гвардейской армии?

17K
37
5
251
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

34K
46
124
132
Шесть дней войны в Карабахе: сплотить весь мир, показав, как не надо делать

Боевые действия в зоне карабахского конфликта продолжаются. Ереван заявил, что готов начать переговоры по прекращению огня при посредничестве стран Минской группы. Баку упорствует в намерении изменить статус-кво силой.

32K
40
326
179
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

33K
140
445
884
Госдеп США предупредил своих граждан за два дня до войны в Нагорном Карабахе

На официальных страницах посольств США в Армении и Азербайджане за двое суток до полномасштабного вооружённого конфликта появились предупреждения для американцев, находящихся в этих странах. Им предписывалось держаться подальше от Карабаха и ряда районов, избегать митингов и толп «из-за возросшей напряжённости на участках армяно-азербайджанской границы».

28K
32
62
655
Почему русские не скопировали немецкий «Тигр»?

Из всех танков вермахта, пожалуй, больше всех на слуху именно «Тигр». И это не удивительно: тяжёлый панцер с мощной бронёй и вооружением за годы войны хорошо себя показал и доставил кучу проблем и Красной армии, и войскам союзников. Так почему же советские конструкторы не стали копировать такую удачную машину?

27K
87
247
1.1K
Сайт заморожен

2020-й надел всё лучшее сразу.

24K
62
253
2.7K
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

15K
66
90
114
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

20K
97
20
336
Несимметричная контратака: Ереван грозит признать Карабахскую республику

Ночью в Карабахе по всей линии соприкосновения продолжились напряжённые артиллерийские бои. Об этом сообщила и армянская, и азербайджанская сторона. При этом Армения заявила, что у непризнанной Нагорно-Карабахской республики может измениться международный статус.

21K
26
22
105
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

126K
72
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

91K
138
68
979
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

58K
115
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

47K
139
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

44K
46
14
238
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

34K
46
124
132
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

43K
160
90
896
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

315K
148
100
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

126K
72
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742