Консоль «Денди»: кусочек детства и ретро-игры в России

Поднять «Весёлый Роджер»!

Шанс!
Он собирал вам экипаж,
Он с вами шёл на абордаж,
И от осечки он берёг ваш мушкет.

(м/ф «Остров сокровищ»)

Так уж сложилось, что консоль приставка Dendy была известна только на территории бывшего СССР. Но не стоит полагать, что это какая-то позднесоветская разработка, которой не заинтересовался весь остальной мир. Просто остальной мир знал другие, настоящие названия этого чудо-устройства — Famicom (сокращение от Family Computer) в Японии и NES (Nintendo Entertainment System) в США и Европе.

Выпущенная в Японии в 1983-м году, почти за десять лет до явления в наши дома приставки «Денди», и в 1985-м — в США, консоль стремительно завоевала сравнительно молодой в то время рынок компьютерных игр и доминировала на нём долгие четыре года (до появления Sega Mega Drive). Насквозь пиратская, как жизнь Жана Лафита, приставка «Денди»… повторила этот путь на развалинах Советского Союза.

Появившись на прилавках в 1992 году, она захватила умы школьников, их родителей — и рынок. Что любопытно, в конце 80-х советская сторона вела переговоры с Nintendo of America о возможности создания советской же версии NES, но начинанию не суждено было воплотиться.

Как знать, пойди переговоры иначе, мы могли бы играть не на «Денди» — и не с 1992 года, а на пару-тройку лет раньше.

Но, как говорил президент одной из бывших советских республик, «имеем то, что имеем». А имели мы довольно качественный аппаратный клон (то есть неполную копию оригинала) японской версии консоли Famicom, собираемый на Тайване. Привычные нам ярко-жёлтые картриджи штамповали там же — и вот они, не в пример самим приставкам, качественно отличались от оригиналов не в лучшую сторону: тут вам и дерьмовая пластмасса корпуса, и паршивый текстолит плат, и перепаханная разводка, и, разумеется, тотальное отсутствие более сложных вариантов картриджей, содержащих дополнительные чипы и/или память с батарейкой (для сохранений).

(Источник фото)

Зато на тайвань-болвань умудрялись упихать по несколько игр, а то и по несколько десятков. Встречались и совершенно дикие картриджи типа «999 игр в 1», но то был обман — игр на таком картридже было штук восемь, а остальные ТЫСЯЧИ ИХ были лишь модификациями. Стоит ли говорить, что для оригинальных NES и Famicom такие картриджи не производились вовсе, а действительно существовавшие «мультиигровки» несли в себе лишь по две игры?

Как бы то ни было, никого из покупателей «Денди» пиратскость приставки и картриджей не волновала: во-первых, никто даже и не догадывался, что приставки и игры бывают «пиратскими» и «лицензионными», — это были просто приставки и игры; во-вторых, альтернативы просто не было; в-третьих, если бы по какому-то магическому стечению обстоятельств в наших краях начали бы продавать оригинальные Famicom, потенциальные покупатели были бы сильно расстроены ценами как на консоль, так и на картриджи.

Оригинальные картриджи стоили от 40 до 60 зелёных американских долларов за штуку.

В общем, спасибо вовремя ухватившейся за шанс компании Steepler, импортёру этих самых нелицензионных клонов Famicom по прозвищу Dendy, за счастливое детство наших соотечественников! И, как говорится, «го по воспоминаниям, мы создали»!

Battle City (в народе — «Танчики»)

Говорим «Денди» — подразумеваем «Танчики», и наоборот. Кажется, эта игра была на каждом втором (не считая первого) жёлтом многоигровом картридже.

Игра проста, как три копейки: танчики ездят, танчики стреляют, танчики разрушают стены, танчики обороняют базу. Затягивало это нехитрое занятие не по-детски, на часы (а кто был повзрослее, тех, бывало, на всю ночь). А ещё в Battle City можно было играть вдвоем! И, что особенно добавляло игре народной любви, в ней была возможность создавать свои собственные уровни в нехитром, но довольно функциональном редакторе. Кому из обладателей «Денди» не приходилось рисовать в этом редакторе известную китайскую фонему из трёх букв, а потом разрушать её выстрелами?

Эх, как мало нужно было для счастья!

И никто из нас даже не догадывался, насколько нам повезло с этой игрой, — ведь она вышла только в Японии (в Китай и к нам была доставлена пиратами), а весь западный мир был лишён возможности погонять наши любимые танчики.

Bomberman

Тренажёр начинающего шахида: человек с закрытым лицом ходит по зданиям и взрывает в них стены и живых существ. Задача: уничтожить всех обитателей уровня и найти дверь-переход на следующий.

Бомбы со временем улучшаются — становятся мощнее, поражают бо́льшую площадь, устанавливаются в большем количестве за раз… Пожалуй, если бы эта игра привлекла внимание современного этогосамогонадзора, её бы запретили к такой-то матери. Но в начале 90-х всем было пофиг, поэтому мы получали массу удовольствия от прохождения этого обманчиво кавайного паззла, взрывая, взрывая и взрывая все на своём пути. И это было весело!

Battletoads

Британский земноводный ответ американским ниндзя-пресмыкающимся! А также одна из самых сложных игр не только на «Денди», но и в истории компьютерных игр вообще. Тем не менее, любима народом до сих пор — за динамичность, за весёлость, за разнообразие игрового процесса, да и вообще: боевые жабы-качки — это круто!

Сюжет под стать самой идее антропоморфных земноводных: одного из трёх неумеренно маскулинных жабов и его подружку принцессу-зоофилку похищает неумеренно феминная Тёмная королева, а нормальные мужики (и жабы) с террористами переговоров не ведут! Так что два других жаба отправляются выручать товарища и извращенку королевских кровей, а также ставить Тёмную королеву на место. Игрока и подконтрольного ему жаба (или двух — игроков и жабов) ждут 13 уровней безудержного насилия и нечеловеческих скоростей, а в конце — возможность наказать королевишну.

В общем, Battletoads — один из лучших beat-em-up’ов в истории мирового игростроя. Да, и кстати… как на самом деле называется самец жабы?

Contra / Super Contra

Вторая игра (и серия), ставшая в наших краях синонимом названия «Денди». Кажется, не существовало владельца приставки, у которого в коллекции не было бы Contra в том или ином виде. И неудивительно — игра ведь оказалась отличная!

Качественный, бодрый run-and-gun с крутыми чуваками в главных ролях и толпами врагов, которых можно и нужно расстреливать из всяко-разного оружия на разных по своему устройству уровнях — ненамного менее разнообразных, чем в тех же «Боевых жабах».

(Источник фото)

Вообще, где-то там имелся и сюжет, но в наших пиратках бóльшая часть информации о нём была вырезана… что не мешало нам получать полные штаны счастья от игры в «Контру», ведь главное в ней — вовсе не сюжет, а действие! И действия в игре хватало. Эх, «как сейчас помню», — джунгли, коридор, водопад, коридор, снег с ёлками… А ведь до конца мало кто доходил — игра ошибок не прощала!

Chip’n Dale Rescue Rangers

Платформер, стремительный, как бурундук на реактивной тяге. Как и бóльшая часть игр по мультфильмам Disney, отличался высоким качеством и постоянно манил вернуться к себе вновь.

(Источник фото)

Сюжет прост и традиционен: бурундуки под управлением игроков (или одного, но кто играет в «Чипа и Дейла» в одиночку?) спасают похищенную злодейским котом Гайку, в чём им слегка помогают остальные члены команды. Быть бы этой игре обычным платформером, если бы не нелинейность и ряд прелюбопытных моментов. Бурундуки поражают врагов метаемыми предметами — ящиками, яблоками, желудями и прочими вещами, которые в изобилии встречаются на уровне. Подбираем ящик — бросаем во врага, всё просто.

Но никто не мешает схватить и запустить тем же макаром товарища!

А ещё здесь, как в одной малоизвестной серии стелс-экшенов, можно спрятаться от врагов в коробке.

В общем, игра доставляла море удовольствия, особенно если вы в 91-м смотрели мультсериал о её героях.

Duck Tales

Очередной платформер по ещё одному диснеевскому мультсериалу, причём настолько любимый народными массами и успешный, что в 2013-м был выпущен весьма неплохой ремастер.

Как и предыдущий экспонат нашей подборки, Duck Tales — платформер, причём тоже обладающий особенными чертами. В первую очередь, бросается в глаза хитросделанность уровней — секретов и потайных мест на них более чем хватает. А ещё игра безумно нелинейна, даже уровни заканчиваются не при достижении героем условной черты, а при встрече с нужным персонажем и осознанным выбором — заканчивать уровень или нет.

Ну и где ещё вам придётся прыгать, выставив зад выше головы?

И, кстати, три возможные концовки. Для платформера конца 80-х — богато.

Darkwing Duck

И снова Disney, и снова игра по мультсериалу, и снова платформер, и снова утки. Но на этот раз в центре внимания герои слегка необычного — малость повзрослевшего, достаточно нуарного и весьма сатирического — мультсериала Darkwing Duck, в наших краях известного как «Чёрный плащ». Ну, тот, который «Только свистни, он по яйцам», «Ужас, летящий на крыльях ночи» и остальное.

Примечательно, что игра радикально отличается от предыдущих двух — здесь герой вооружён нормальным оружием и потому не зависит от ящиков, как бурундуки, и не должен (да и не может) по-мариовски напрыгивать на врагов, как это было в Duck Tales. Кроме того, он может укрываться плащом (ч0рным, ага), что даёт ему неуязвимость к атакам.

В общем, игра вышла куда более ориентированной на боёвку, нежели на прыжки по платформам. Впрочем, прыжков тоже хватает.

Duck Hunt

Вы не поверите, снова утки! Правда, не из мультсериала и даже не диснеевские. А вполне обычные, бессловесно-пернато-летающие. Впрочем, к чему эти пояснения? Эту игру знают и помнят, наверное, все (кто в начале девяностых обладал хоть каким-то сознанием) — как и «Танчики», она была «прописана» на безумном количестве картриджей. Но, если вдруг вы не в курсе…

В сущности, это виртуальный тир для светового пистолета. Целимся из пластикового пистолета в экран телевизора, в летящих по нему уток, и давим на спусковой крючок гашетку, как только пернатое окажется в прицеле. Хорошо прицелились — утка считается поражённой и со свистом, подобно артиллерийскому снаряду, летит вниз, в траву. А в траве её ждёт главная достопримечательность игры — охотничья собака.

Если утка была поражена успешно, собака с такой довольной рожей, будто ей привалил миллион долларов, продемонстрирует вам сбитую добычу. А если нет, собака высунется из травы и будет над вами ехидно ржать. Выглядит это безумно уморительно и одновременно нечеловечески раздражающе. К сожалению, несмотря на ядерную мощь душевного порыва в эти моменты, пристрелить хохочущую собаку нельзя.

Excitebike

Др-р-р-р-р! Мотокросс — нечастый гость в играх тех лет, особенно настолько экстремальный.

Два режима работы двигателя (помедленнее и побыстрее), возможность управлять наклоном мотоцикла в воздухе, сбивание соперников с их «железных коней», прыжки с трамплинов и вечная борьба с перегревом движка — всё это ради того, чтобы прийти к финишу в первой тройке и выиграть гонку. А ещё — любимая народная забава с построением своей собственной трассы с расстановкой препятствий, трамплинов, ускорителей, луж грязи и прочих непроезжабельных элементов.

(Источник фото)

Несмотря на обилие возможностей, игрушка управлялась довольно просто, отчего и заслужила народную любовь (а может, всё дело было в этом самом редакторе трасс…).

Super Mario Bros

Что нового можно рассказать об усатых итальянских водопроводчиках? Да ничего, Марио — самый известный в мире персонаж компьютерных игр, а собственно игра Super Mario Bros до сих пор входит в пятёрку самых продаваемых игр за всю историю (впрочем, «Тетрис» усатому макароннику обойти не удалось!).

Мы просто напомним, что триумфальное шествие Марио началось именно на платформе Famicom/NES в 1985 году и на «Денди» с момента старта продаж. Успех игры ожидаемо породил три десятка продолжений и спин-оффов, и даже в наших краях, от которых Nintendo в то время не получали ни копейки, «Марио» стал символом консоли, игр и эпохи.

Ладно, пойдёмте дальше — как говорится, «принцесса-то в другом замке».

Teenage Mutant Ninja Turtles / 2 / The Manhattan Project

Эх, были времена! В начале-середине 90-х «Черепашки-ниндзя» были одним из самых культовых мультимедиа-продуктов. Мультсериал, разнокалиберные игрушки, комиксы, принты на одежде, на канцтоварах — куда ни кинь взгляд, отовсюду на тебя смотрел тот или иной зеленомордый «туртлес». Так что появление Черепашек в играх было лишь вопросом времени.

Увы, первая игра на «Денди» про них вышла… как бы это повежливее… какашка на палочке получилась, а не игра! Это был паршивого качества платформер с блёклой графикой и унылым игровым процессом. Но даже такое сметали с полок магазинов ради возможности поуправлять любимыми героями. Не у нас, конечно, — к нам все «черепашьи» игры пришли одновременно, и мы могли выбрать из трёх две лучшие, оставив первый блин комом некупленным (ну или получить её в составе многоигровки).

И вот эти самые две лучшие — TMNT 2 и The Manhattan Project — действительно были ого-го! Качественные, яркие beat-em-up про Черепашек с возможностью играть вдвоём — что ещё нужно было тогдашним детям? Разве что возможность играть вчетвером…

На этом мы заканчиваем наш список значимых игр для «Денди». Пусть он не включил в себя некоторые игрушки, о которых вы напомните нам в комментариях, но мы перейдём к дополнительной главе статьи.

Легенды и мифы древней NES

Были ещё игры для официальных NES/Famicom, которые в наших «дендипиратских» краях никто не видел. Просто не достались они пиратам или оказались слишком сложными в воспроизведении. Зато в других странах именно они считаются великими и вспоминаются с той же теплотой, с которой мы вспоминаем Battle City.

Таких игр немало, мы же перечислим три — самые, на наш взгляд, значимые и весомые.

Kirby’s Adventure

Сложно представить, как сложилась бы судьба Kirby’s Adventure у нас на Родине, попади игра к нам во времена «Денди». Скорее всего, на неё просто не обратили бы внимания и запинали бы в каталог аутсайдеров — уж очень «непацанский» внешний вид.

Где это видано, чтобы ветераны «Контры», «Танчиков» и «Жаб» гоняли по экрану круглое розовое няшное существо неопределённых пола, национальности, расы, вида и вероисповедания?

Однако, как водится, не всё так просто. Несмотря на хлещущую через край кавайность, Kirby’s Adventure — отличный платформер с кучей возможностей и невиданным на NES/Famicom/Dendy уровнем графики. Последний — с анимированными задниками, с псевдо-3D, с крутейшими спецэффектами — можно было бы ожидать от Mega Drive, но нет: игра вышла на всем известной восьмибитке. Плюс оригинальный подход к взаимодействию с врагами: противников здесь нужно, простите, всасывать. А затем — выплёвывать в виде снарядов. Но некоторых врагов, всосав, можно использовать как источник новых способностей — дыхания огнём, подсвечивания тёмных мест, превращения в мини-смерч и многих других; как говорится, ты — то, что ты ешь.

Кроме того, розовое чудо умеет надуваться и летать… И делать ещё несколько занятных и забавных вещей.

Увы, с этой игрой мы в детстве так и не столкнулись. Очень жаль.

The Legend of Zelda

Что ж, с этой серией — но не с первой и второй играми в ней — вы наверняка знакомы, ведь она, начавшись в 1986-м, продолжается до сих пор: последний её представитель вышел в прошлом году, а в ноябре 2020-го должна появиться следующая часть. Но мы говорим о NES, а значит, о первых двух «Зельдах».

Удивительно, но уже самая первая часть игры применила ту же основную концепцию геймплея, которую использует вся последующая серия — свободное путешествие по поверхности открытого мира и поиск подземелий, содержащих части Важного Артефакта. Причём никто и ничто не указывает игроку, куда ему идти и что делать, — достичь цели каждый может своим способом и своим маршрутом.

Кроме того, в игре присутствует элемент «вещевой» прокачки — по мере исследования игры герой тем или иным способом получает различные полезные предметы: оружие, щиты, бомбы, свечи, плот и чёрт-те что ещё. Каждый новый предмет либо значительно облегчает бои, либо позволяет попасть в новые места.

Кстати, враги в первой «Зельде» обладают индивидуальными особенностями — кто-то не получает урона при атаке спереди, кто-то проходит сквозь стены, кто-то вообще крадёт у героя снаряжение… И очень разумным со стороны игрока будет добыть предназначенное для боя с теми или иными врагами оружие до встречи с ними. Сложите всё это вместе, и вы будете удивлены тому, как не очень-то мощная восьмибитная NES тянула всё это счастье.

Да, так и родились открытые миры в компьютерных играх!

Играя в новую часть GTA, Red Dead Redemption или Far Cry, не забудьте помянуть добрым словом первую «Зельду» на стареньком NES.

Metroid

На первый взгляд, банальный платформер. На второй, третий и стопицотый — почти уникальная для тех лет игра, бросающая игрока в огромный, открытый, полный секретов и замаскированных мест инопланетный мир.

Куда идти, что делать, кого убивать, что искать — каждый решает сам для себя.

Можно сказать, что в этом смысле «Метроид» и «Зельда» — родственники. Но в остальном различия между играми велики. Мир Metroid тёмен, мрачен и безлюден, но отнюдь не пуст. Все живые существа, которых вы встретите здесь, — враги. А чего вы хотели от чужой планеты?

В сущности, Metroid держится на двух «слонах» — совершенно инопланетной атмосфере (здесь всё выглядит, звучит и ощущается абсолютно неземным образом) и исследовании планеты (безумно интересно находить скрытые совершенно неожиданным образом места). «Слоны» оказались настолько мощными, что породили отдельный поджанр приключенческих скроллеров — Metroidvania. Казалось бы, всего одна игра в 1986-м году…

Да, кстати! Ходит такая версия, что Metroid стал первой игрой с женским главным персонажем. Что ж, персонаж действительно был женским — но отнюдь не первым. Первая игра с женским персонажем появилась в 1981-м, а с женским персонажем-человеком — в 1985-м.

Кто скажет, не заглядывая в поисковик, что за персонажи и игры это были, тот… получит наше безмерное уважение и право носить малиновые штаны.

А какие игры на «Денди» были вашими любимыми?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий