itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Инцидент с «Лаконией»

12 сентября 1942 года немецкой подводной лодкой U-156 был торпедирован британский военный транспорт "Лакония". Это атака и последующие за ней события имела страшные последствия для всей войны в Атлантике.

/
1.5K
7
0
0

Вы находитесь в разделе Warblogs сайта WARHEAD.SU, контент которого создаётся нашими читателями. Редакция не несёт ответственности за достоверность размещённой здесь информации и не обязательно разделяет мнение автора.

Хотите вести свой warblog у нас?

  и опубликуйте свой материал!

12 сентября 1942 года немецкой подводной лодкой U-156 был торпедирован британский военный транспорт "Лакония". Это атака и последующие за ней события имела страшные последствия для всей войны в Атлантике.

1942 году баланс сил в Северной Атлантике начал смещаться в пользу союзников. Американская судостроительная промышленность с каждым днем строила все больше кораблей сопровождения. Росло и количество самолётов, оборудованых радаром, что облегчало поиск и обнаружение немецких ПЛ. Немецким "волчим стаям" становилось все сложнее охотиться. Командование Кригсмарине озаботилось поиском новых охотничьих угодий для своих волков.

Одним из таких угодий стал район мыса Доброй Надежды, важность которого в годы войны возросла невероятно. После вступления в войну на стороне Оси Италии, итальянский флот взял под контроль центральную часть Средиземного моря. Из-за этого каждый провод конвоев через Средиземное море превращался в спецоперацию, к которой привлекались значительные силы британского флота. В результате, после начала войны в Африке и Азии, Британии для снабжения своих сил на этих фронтах пришлось отправлять корабли как во времена Васко де Гаммы.

Именно в эти девственные воды, еще не знавшие ярость «волчих стай», были отправлены 5 подводных лодок группы «Eisbar» (Белый медведь), в составе которой была подводная лодка U-156 под командованием Вернера Хартенштайна. Она должна была охотиться в районе мыса Доброй Надежды, а также устроить рейд на Кейптаун.

12 августа 1942 года группа покинула французский порт Лорьяна и отправилась к Кейпатуну. Утром 12 сентября недалеко от острова Вознесения наблюдателем U-156 был замечен крупный корабль. Днем его удалось идентифицировать как британский вооруженный военный транспортник «Лакония», поэтому Вернер принял решение о торпедирование корабля ночью. В десять часов «Лакония» была торпедирована и через полтора часа затонула. После этого ПЛ отправилась к месту крушения, чтобы в соответствии с приказом командования попытаться подобрать командира корабля и тех, кто мог обладать ценными сведениями.

Инцидент с Лаконией
Лакония

Там Хартенштайн понял, что большая часть пассажиров корабля были либо гражданскими, либо военнопленными, поэтому он принял решение о начале спасательной операции. Об этом он сообщил в открытом эфире: «Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу „Лаконии“, я не стану атаковать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасенных. 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы. Германская подводная лодка.».

Данная передача была поймана британской радиостанцией во Фритауне, но решив, что этот немецкая ловушка, британцы её проигнорировали. Также Вернер сообщил об этом в штаб подводного флота Германии, где получил приказ от командующего подводным флотом Германии Карла Дёница продолжать спасательную операцию. Дёниц также приказал двум другим ПЛ группы, U-506 и U-507, отправиться на помощь U-156, плюс к ним присоединилась итальянская ПЛ «Каппеллини».

Инцидент с Лаконией
U-156(на переднем плане) пересаживает спасенных на U-507 (на заднем плане)

Спасательная операция продолжалась 3 дня, несмотря на приказ Гитлера и командующего Кригсмарине гросс-адмирала Эриха Редера прекратить спасательную операцию и отправить ПЛ к Кейптауну для атаки порта. В конце концов Дёницу удалось уговорить Редера запросить помощи у вишисткой Франции, которая отправила 3 военных корабля, чтобы снять спасшихся с ПЛ и доставить их во французские порты в Западной Африке. 15 сентября U-156, пересадив часть спасенных на U-506 и U-507, оставив у себя на борту более 100 пассажиров и взяв на буксир еще 4 шлюпки, в надводном положении отправилась на встречу французским кораблям.

16 сентября лодка была замечена американским бомбардировщиком B-24 Liberator из состава эскадрильи, размещенной на острове Вознесения. Несмотря на флаг Красного Креста, растянутого на мостике подводной лодки, экипаж самолета не стал отвечать на попытки ПЛ связаться. Сообщив об обнаружение немецкой ПЛ на базу, экипаж получил приказ от дежурного офицера Роберта С. Ричардсона: «Топи их всех». Позже Роберт утверждал, что он не знал, что военные корабли могут использовать флаг Красного Креста, и что на борту ПЛ были, по его мнению, только итальянские военнопленные, что не соответствовало действительности.

Инцидент с Лаконией
Роберт С. Ричардсон

Вскоре после полудня бомбардировщик вернулся для атаки. Сначала спасенные обрадовались этой новости, решив, что бомбардировщик вернулся чтобы сбросить провизию и медикаменты, которых не хватало, но настроение сразу испортилось, когда вместо еды посыпались бомбы. Бомбардировщик совершил 4 захода на ПЛ. В результате атаки две шлюпки были перевернуты и десятки людей погибли, также ПЛ получила сильные повреждения. Решив, что ПЛ уничтожена, самолет вернулся на базу. Впоследствии за эту атаку экипаж самолета получил военные награды.

Несмотря на то, что ПЛ дала течь и поврежденные аккумуляторные батареи начали выделять ядовитый хлор, её экипажу удалось нормализовать ситуацию, после чего Хартенштайн принял решение пересадить всех пассажиров ПЛ на оставшиеся шлюпки и погрузится для продолжения ремонта. Ночью Хартенштайн всплыл и сообщил в штаб о случившимся, после чего отправился обратно во Францию. На следующий день другая ПЛ, участвовавшая в спасательной операции, U-506, также была атакована американскими бомбардировщиками, но к счастью в этот раз обошлось без новых жертв. В итоге удалось спасти только 1113 человек, а около 1000-1500 человек, большая часть которых была итальянцами, погибли.

Инцидент с Лаконией
Вернер Хартенштайн

Узнав обо всем случившемся, Карл Дёниц вечером 17 сентября выпустил инструкцию, которая стала известна как «приказ о «Лаконии» или Тритон ноль. Инструкция запрещала ПЛ спасать экипажи и пассажиров потопленных судов, кроме командиров судов и лиц, имевших ценную информацию. Приказы с похожим содержанием выходили и до этого, но формулировки обычно были размытыми. Эта инструкция означала, что теперь немецкий подводный флот начинал вести войну с нарушением всех законов введения войны на море. Жизни своих волков Дёниц ценил больше, чем жизни случайных жертв войны. Позже за этот приказ Карла Дёница судили на Нюрбергском процессе. Ну, а победителей, как известно, не судят.

Автор Даниил Орлов, специально для Cat_Cat

Хотите вести свой warblog у нас?

  и опубликуйте свой материал!
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

11K
13
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

7.5K
17
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

1.1K
6
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

2.9K
7
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

1.3K
10
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

2.1K
9
4
0
WARBLOGS