itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Поскольку в прошлый раз заговорив про авиацию с авиакатастрофой я вас прокинул, сегодня будет сразу две. Разные катастрофы, разные самолёты, разные страны, разные года, разные причины. И лишь одно объединяет их между собой — эффективный менеджмент.

/
1.4K
11
3
0

Вы находитесь в разделе Warblogs сайта WARHEAD.SU, контент которого создаётся нашими читателями. Редакция не несёт ответственности за достоверность размещённой здесь информации и не обязательно разделяет мнение автора.

Хотите вести свой warblog у нас?

  и опубликуйте свой материал!

Поскольку в прошлый раз заговорив про авиацию с авиакатастрофой я вас прокинул, сегодня будет сразу две. Разные катастрофы, разные самолёты, разные страны, разные года, разные причины. И лишь одно объединяет их между собой — эффективный менеджмент.

"Два года Королевские ВВС обучали меня летать на своих истребителях, и большая часть учебной программы была посвящена полетам в нештатных ситуациях. Главное, говорили в лётной школе, не просто уметь летать в отличных условиях, а вылететь живым из аварийной ситуации."
(с) Ф.Форсайт "Поводырь"

Шалом, котаны!

Поскольку в прошлый раз заговорив про авиацию с авиакатастрофой я вас прокинул, сегодня будет сразу две. Разные катастрофы, разные самолёты, разные страны, разные года, разные причины. И лишь одно объединяет их между собой (а заодно с большинством техногенных катастроф) — эффективный менеджмент. Итак, баттл: JAL 123 vs JT-610.

Однажды 12 августа 1985 японский Boeing 747SR-46, груженый под завязку вылетел из Токио. Поскольку мы говорим об авиакатастрофе очевидно, что до Осаки, конечного пункта маршрута, он не долетел. А спустя более тридцати лет, 29 октября 2018 года, индонезийский Boeing 737 MAX 8 не долетел до Депати-Амир. Вскладчину они разгрузили демографическое давление на планету на 709 единиц. А теперь о них поподробнее. Сорян, сыр я вчера доел, так что сегодня просто на пальцах.

Первым слово берёт индонезийский новичок.

Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Скандально известный (не в последнюю очередь благодаря описываемым событиям) 737 MAX был создан Боингом как будто специально для того, чтобы я сейчас мог нудить «А я же говорил!». Распиаренный, с кучей недоработок, сертифицированный за откаты и с немаленьким рекламным бюджетом. Самолёт пилили в жуткой спешке, чтобы успеть занять нишу, баги толком не фиксились, а одной из главных фич заявляли простоту переучивания пилотов с 737 на 737 MAX. Это в теории давало существенную экономию времени и денег для авиакомпаний, закупивших «максов». Пипл хавал, предзаказы сыпались, профит! Не, ну профит же!

Первые проблемы с рухнувшим максом начались ещё до катастрофы. Известно о трёх жалобах пилотов на недостоверные показания датчика скорости. Его проверили (перед тем самым полётом) и выпустили самолет в последний рейс. Ключевым его отличием от всех предыдущих стало то, что на этот раз за штурвал посадили нубасов.

Лирическое отступление. Современная летадла в штатном режиме достаточно толерантна к скилу пилота. За него впрягается автоматика, так что год от года пилотирование пассажирского лайнера становится всё проще и безопаснее. Главный вывод, который делают из этого менеджеры авиакомпаний прост: есть задел для экономии. Менее опытные ergo более дешевые пилоты, увеличение количества часов, сокращение отдыха, сокращение подготовки. Нуачо, самолет же сам летит! Сиди балдей в кабине.

Самолет действительно летит сам. До первого ЧП. И вот тут, собссно, и становится нужен пилот; пилот, епт, а не уверенный пользователь бортовой ЭВМ. Чтобы вы понимали масштаб проблемы, скажу, что для того, чтобы система STS не уронила самолёт пилоту достаточно было нажать одну(!) кнопку на штурвале. Таким образом, сочетание экономии при разработке, обслуживании, тестировании и подготовке сотрудников стоило жизни 189 человек. Вы думаете, Боинг принял меры? Серьёзно? Тогда вам передают последний привет из 2019 года 157 мертвых эфиопских пассажиров ещё одного макса.

Так что, котаны, пилот — это последняя и главная система вашей безопасности в рейсе, защищающая вас в полёте от провалов конструкторов, менеджеров, техников и диспетчеров. Именно пилот будет тащить катку, с которой ливнули все вышеперечисленные.

Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Так что вторая кулстори будет про то, что такое РЕАЛЬНО хороший пилот.

Все знают Салливана и посадку «триста двадцатого» на Гудзон. Многие теперь знают Юсупова и его «триста двадцать первый» в кукурузном поле. Респект таким парням, беспезды. Я восхищаюсь ими, но рассказ будет о других. Сейчас будет номинация «за волю к победе». Эти люди проиграли, но их проигрыш стоит иных побед. Итак, встречайте, Масами Такахама и его экипаж: правак Ютака Сасаки и бортач Хироси Фукуда.

Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Как я уже говорил, 12 августа 1985 японский Boeing 747SR-46, груженый под завязку (524 пакса в сумме) вылетел из Токио в Осаку. 747 — это вам не новомодные гей-максы, это олдовая проверенная машина. К сожалению, задолго до этого его приложили жопкой об асфальт ВПП, а образовавшуюся трещину залепили говном и ветками, забив на предписания (экономия — она такая, да). Так что не прошло и четверти часа с момента взлёта, как самолёт остался без хвоста, а заодно без гидравлики и, соответственно, без управления.

Для тех, кто не особо рубит в управлении воздушным судном попробую объяснить ситуацию более доступно. Это пи%дец. Всё. Финиш. Адиос. Улыбаемся и машем. Сушим сухари, пишем последние смски родным и знакомым. Можно напоследок сказать что-нибудь пафосное диспетчеру по рации — чисто ради украшения завтрашних газет. Конечная, поезд дальше не идёт.

Котаны, если кто знает каких иппонских богов — поставьте палочку благовоний за этих пилотов. Они ухитрились РАЗВЕРНУТЬ обреченный Боинг и полчаса пердячим паром тащить его на обратно на аэродром. Из всех органов управления, какие только придуманы за всю историю авиации, у них оставались лишь закрылки и управление тягой двигателей. До еродрома таки не дотянули — помешала попутная гора — но они и так сделали гораздо больше, чем вообще можно было сделать в подобной ситуации. Самолёт размотало о склон горы Такамагахара, выжило четыре человека. Могло бы и больше, но, в отличие от пилотов, спасатели профессионализмом не блеснули, и первые отряды прибыли к месту лишь четырнадцать часов спустя, так что десяток человек, которых ещё можно было спасти, останется на их совести.

Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Разразившийся скандал стоил жизни начальнику техслужбы авиакомпании в аэропорту Ханэда (самоубийство) и должности директору (отставка). Авиакомпания выплатила компенсации не доводя дело до суда.

Так что, котаны, не халтурьте на работе и вам не придется делать харакири со стыда. Всем лучи добра, покедова!

Автор Даниил Ли, специально для паблика Cat_Cat

Предыдущие выпуски:
https://warhead.su/2020/09/12/effekt-kumulyativnogo-deystviya-bhopal
https://warhead.su/2020/09/13/effekt-kumulyativnogo-deystviya-sayanoshushenskaya-ges
https://warhead.su/2020/09/16/effekt-kumulyativnogo-deystviya-plotina-vayont
https://warhead.su/2020/09/17/effekt-kumulyativnogo-deystviya-usinsk-2018
https://warhead.su/2020/09/19/effekt-kumulyativnogo-deystviya-payper-alfa

Хотите вести свой warblog у нас?

  и опубликуйте свой материал!
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

11K
13
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

7.5K
17
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

1.1K
6
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

2.9K
7
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

1.3K
10
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

2.1K
9
4
0
WARBLOGS