itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

О чем песня. Ария — 1100

Статья о смысле и содержании песни «1100» группы Ария. О том, что эта цифра не просто фигура речи, а непосредственно связана с техническими характеристиками Пе-2. И написан текст на основе реального применения Пе‑2.

/
13K
28
25
0

Вы находитесь в разделе Warblogs сайта WARHEAD.SU, контент которого создаётся нашими читателями. Редакция не несёт ответственности за достоверность размещённой здесь информации и не обязательно разделяет мнение автора.

Хотите вести свой warblog у нас?

  и опубликуйте свой материал!

Статья о смысле и содержании песни «1100» группы Ария. О том, что эта цифра не просто фигура речи, а непосредственно связана с техническими характеристиками Пе-2. И написан текст на основе реального применения Пе‑2.

Многие слышали эту песню. На мой взгляд, это одна из самых глубоких песен Арии. Но ее смысл можно понять только если знаешь некоторые детали. Точнее одну. А именно — что за цифра — тысяча сто?

Не дотянем мы до полночи,
Нас накрыл зенитный шквал,
Смысла нет взывать о помощи,
Жжёт руки штурвал.
Режет небо луч прожектора,
Рядом чёрные кресты,
Обгораем в этом пекле мы,
А штурман просит высоты.

Тысяча сто, тысяча сто, тысяча сто,
Смерть в лицо нам дышит.
Тысяча сто, тысяча сто, тысяча сто.

Наш стрелок был сущим дьяволом,
Он не думал умирать,
Чёрный крест заходит справа нам,
Но некому стрелять.
То ли пламя, то ли ненависть
Ослепляет всех, кто жив,
Нам в такой конец не верилось,
А штурман твердит, как мотив…

Тысяча сто, тысяча сто, тысяча сто,
Смерть в лицо нам дышит.
Тысяча сто, тысяча сто, тысяча сто.

На земле стальное крошево,
Здесь вершится правый суд,
Чтобы всё оставить прошлому
Нам хватит двух минут.
Мы летим к земле, как молния,
Поминая всех святых,
Жаль, что в будущем безмолвии
Нет этой высоты

Немного из истории самой песни.

Текст песни написала Маргарита Пушкина. Написала по воспоминаниям своего отца — Анатолия Ивановича Пушкина.

О чем песня. Ария — 1100
(Источник фото)

Достойный представитель великого поколения — летчик, ветеран ВОВ, Герой СССР. Служил в РККА с 1933 г. Участвовал в японо-китайской войне — 15 вылетов на СБ, был подбит, но сумел посадить поврежденный самолет.

В боях ВОВ участвовал с июля 1941 г. Совершил 70 боевых вылетов. В августе 1942 получил Звезду ГСС.

Поэтому содержание песни можно воспринимать как мемуары реального человека и каждое слово в ней имеет смысл, а не «просто так».

Что за высота, которую так навязчиво просит штурман?

Одна из версий бродящей в интернете состоит в том, что высота, на которой не страшен зенитный огонь.
Версия не так глупа, как может показаться на первый взгляд. Пулеметный огонь, действительно, примерно на такой высоте будет как минимум менее опасен.
Например, Максим добивал до 1400 м. Плюс-минус несколько сот метров и предположим еще желание автора найти рифму — вот и получили 1100 м.
Но почему об этом говорит штурман? Непонятно.
Также не понятно летчики сожалеют, что в «будущем безмолвии» нет такой высоты? Наоборот — раз это безмолвие, то там спокойно.
Ну и самое главное, песня в таком случае превращается в крик о пощаде. Что никак не вяжется ни с жизненным путем прообраза протагониста, ни с общим пафосом текста.

Википедия на этот вопрос сухо отвечает — «это оптимальная высота для бомбометания»

Но 1100 слишком маленькая высота для Пе-2, чтобы считаться «оптимальной». Да и требовать в условиях скорой гибели «оптимальной» высоты как-то нелогично. Тут наверное речь идет о минимальной высоте.

Но какого бомбометания?

С пикирования?
Но почему об этой высоте просит штурман? Прицеливание и бомбардировку с пикирования осуществлял непосредственно пилот.
Также минимальная высота для такого типа бомбометания устанавливалась в 3000 метров, чтобы выйти из пикирования на 1800 м. Казалось вот — 1200 м на маневр. Плюс-минус 100 метров — как раз 1100. Экипаж решил рискнуть и метнуть бомбу на пределе.

Но нет. После такого «нырка» идет проседание метров на 600-800. В итоге гарантированная смерть. Проще сразу в цель воткнуться с той высоты, какая есть.

Горизонтальное бомбометание?
Именно! Но почему 1100?
У штурмана Пе-2 стоял прицел ОПБ-1 и ночной НКПБ-3. Характеристики ночного прицела я не нашел. А вот для ОПБ-1 диапазон высот — 600-6000 м. С учетом скорости высота 1100 м уже обретает смысл.

Штурман, возможно, ДБ-3. Но принцип тот же – он смотрит в прицел и сбрасывает груз.
Штурман, возможно, ДБ-3. Но принцип тот же – он смотрит в прицел и сбрасывает «груз». (фото: Яплакал)

Также это подтверждается словами ветерана — Тимофея Пантелеевича Пунёва:
«При пикировании невозможно использовать внутреннюю подвеску. Фрицы внутреннюю подвеску использовали, у них специальный рычаг для выброса бомб был, а у нас подобное даже не конструировалось. Поэтому выходило так, первым заходом пикировали, бросая бомбы с внешней подвески, а потом вторым заходом с 1100-1200 м бомбили горизонтально, освобождая внутреннюю.»

Таким образом, картина, описываемая в песне, выглядит так.
Одиночный Пе-2 или группа вылетела на бомбежку объекта, защищенного средствами ПВО. Полный набор: зенитки, прожекторы, истребители… Может ЖД‑узел.

Возможно, бомбардировщику удалось совершить первый заход с пикирования и сбросить внешнюю подвеску. Поэтому уже «на земле стальное крошево». После этого подоспели «черные кресты».
Осталась освободиться от внутреннего груза — он сбрасывается только с горизонтального полета. Без штурмана не обойтись.
Но самолет уже подбит и горит. Экипаж еще может покинуть самолет. Но в их мыслях только выполнение задания — «То ли пламя, то ли ненависть/ Ослепляет всех, кто жив».
И штурман примкнул к прицелу, и не смотря на огонь, думает только о цели. Никакой паники, только расчет.

Финал песни не позволяет точно сказать, удался ли второй заход или нет. Сожаление летчиков о том, что в ином мире нет такой высоты может быть как от обиды, так и от желания бить врага даже там.

Хорошая песня! Как видим, она, действительно, написана со слов заслуженного боевого летчика, Героя. А значит такой Экипаж, который до последнего спокойно и профессионально, несмотря ни на что, исполнял свой долг, существовал.

Хотите вести свой warblog у нас?

  и опубликуйте свой материал!
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

11K
13
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

7.5K
17
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

1.1K
6
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

2.9K
7
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

1.3K
10
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

2.1K
9
4
0
WARBLOGS