itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Штурмовик Ил-2: триумф или трагедия?

Этот боевой самолёт с характерным «горбатым» силуэтом кабины стал самой массовой боевой машиной в истории авиации — общее число выпущенных «илов» составило более 36 тысяч штук. Но если с этим достижением всё понятно, то насчёт остального есть сомнения.

/
42K
93
481
449

Этот боевой самолёт с характерным «горбатым» силуэтом кабины стал самой массовой боевой машиной в истории авиации — общее число выпущенных «илов» составило более 36 тысяч штук. Но если с этим достижением всё понятно, то насчёт остального есть сомнения.

Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош…

В СССР долгие годы все было достаточно просто и однозначно. Ильюшинский Ил-2 — гениальная машина, «не имеющая аналогов», оружие победы — самолёт, едва ли не в одиночку разбомбивший все панцерваффе, утопивший значительную часть кригсмарине и сбивший всё, что успевало убежать от не менее доблестных истребителей Яковлева и Лавочкина.

Все это подтверждалось многочисленными мемуарами и прочими «сборниками боевых примеров».

Лишь после 1990 года начали раздаваться поначалу робкие, а затем и уверенные голоса, утверждавшие, что с «чёрной смертью» было далеко не всё так однозначно, да и вообще — немцы называли Ил-2 «цемент-бомбер». И лучше было вместо «илов» делать побольше истребителей-бомбардировщиков, как союзники, или просто бомбардировщиков.

Давайте разбираться.

Плюсы

Главное и практически неоспоримое достоинство Ил-2 — живучесть. Бронекорпус достаточно надёжно защищал пилота, мотор и баки от винтовочно-пулемётного огня и волне мог заставить срикошетировать пушечный снаряд истребителя или малокалиберной зенитной артиллерии, «пришедший» под острым углом. Зияющие дыры в крыльях хоть и выглядели на фото жутковато, но всё же вполне позволяли самолётам возвращаться — зачастую «на честном слове и на одном крыле».

Замена повреждённого крыла штурмовика Ил-2
Замена повреждённого крыла штурмовика Ил-2 (источник фото)

Если же до аэродрома самолёт не дотягивал, то бронекорпус позволял обойтись минимальными повреждениями при посадке «на брюхо».

«Ил» мог похвастаться и мощным вооружением. Особенно хороша была 23-мм пушка ВЯ (Волкова-Ярцева), которая имела более тяжёлый снаряд и бóльшую начальную скорость, чем 20-мм ШВАК, стоявшая на большинстве советских истребителей. А ведь ещё были ракеты РС и бомбы, включая кумулятивные противотанковые — знаменитые ПТАБы.

Во второй половине войны самолёт также получил (как принято говорить — по многочисленным просьбам с фронта) стрелка с крупнокалиберным пулемётом, который обеспечивал прикрытие задней полусферы.

Воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 у пулемёта УБТ
Воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 у пулемёта УБТ (источник фото)

В целом, по сообщениям лётчиков (в 1944-1945 эти сообщения стали дополнять фотографиями наземных побоищ офицеры, выезжавшие на «места работы»), Ил-2 показал себя высокоэффективным ударным самолётом, и его выпуск в огромных количествах был вполне оправдан.

Минусы

Как это часто бывает, часть недостатков Ил-2 оказалась продолжением его же достоинств. Так, бронированный корпус своим весом «сьел» значительную часть полезной нагрузки. Обычный одноместный Ил-2 мог брать 400 кило бомб или 600 — в «перегруз». Для двухместного варианта в справочниках обычно указывается 400 килограмм, однако в донесениях из фронтовых частей про двухместный вариант писали: «Бомбовая нагрузка значительно уменьшается — вместо обычной 600-килограммовой только 300. Попытки увеличить нагрузку до 400 кило не увенчались успехом».

Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ
Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ (источник фото)

К тому же успешное применение бомб и тех же ПТАБов серьёзно ограничивалось отсутствием нормальных бомбовых прицелов (и отдельного штурмана-бомбардира).

«Перекос» выпуска самолётов в сторону бронированного штурмовика с относительно небольшой бомбовой нагрузкой приводил к тому, что советские ВВС в ключевых боях зачастую уступали люфтваффе по тоннажу сброшенных бомб.

23-мм пушки ВЯ при всей её мощности для борьбы с немецкой бронетехникой не очень хватало, а для обстрела небронированных целей «гребёнка» из нескольких скорострельных пулемётов работала даже лучше. Да и результаты «лабораторных опытов» на полигоне НИИ ВВС также не внушали оптимизма по части возможностей «илов» уничтожить вражеский танк пушечным огнём или прямым попаданием РС‑а.

К слову, советские танковые части, которые в 44-м и даже 45-м годах регулярно подвергались атакам немецких истребителей-бомбардировщиков и их штурмовых модификаций, также с кумулятивными бомбами SD 4-HL, не зафиксировали значимых потерь от этой угрозы, хотя определённые неприятности немецкая авиация доставляла. Тем не менее, впечатление от появившихся у немцев в 1943-м специализированных противотанковых пушечных штурмовиков было сильнее.

Сильно повреждённый штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севший на брюхо
Сильно повреждённый штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севший «на брюхо» (источник фото)

Главное преимущество «Ил» — его бронирование — со временем становилось всё менее важным.

Хотя во второй половине войны наиболее опасных врагов «илов» — немецких истребителей — на советско-германском фронте становилось всё меньше, войсковое ПВО немцев насыщалось 20-мм и 37-мм зенитными пушками, вынуждавшими штурмовиков отказываться от привычной тактики атаки на бреющем полёте и уходить на высоты 600-1000 метров, где они превращались в обычные (а точнее, плохие — из-за отсутствия бомбового прицела) средние бомбардировщики.

Так может, ну его, этот «Ил»? Были же альтернативы…

Ересь первая — истребительно-бомбардировочная

Здесь можно вспомнить, что до появления Ил-2 в ВВС Красной армии вполне себе существовали штурмовые части, которые к 22 июня 1941 года главным образом служили местом ссылки или свалки для «морально устаревших» истребителей старых типов. Например, базировавшийся в Киевском особом военном округе 62-й ШАП (штурмовой авиаполк) имел 64 истребителя И-153. Схожая картина была и в остальных частях, так что когда дело доходит до цитат немцев об атаках советских штурмовиков в 41-м, с высокой долей вероятности это были не редкие пока ещё «илы», а куда более многочисленные И-15, И-153 и И-16.

И-15бис выруливает на взлёт во время советско-финской войны
И-15бис выруливает на взлёт во время советско-финской войны (источник фото)

РС и даже небольшие бомбы на них вполне подвешивали, мотор воздушного охлаждения выдерживал несколько попаданий винтовочного калибра и заодно прикрывал пилота с передней полусферы, наиболее опасной при атаке наземной цели. Подобное положение сохранялось и в 1942 году, особенно на второстепенных участках фронта. Например, в отчёте ВВС Крымского фронта весной 42-го приводится весьма интересная оценка сравнительной эффективности старых и новых самолётов:

«Благодаря длительному воздействию (по три-четыре захода) на цели и отличной мобильности при подготовке повторных вылетов, несмотря на сравнительную слабость вооружения — наибольший непосредственный эффект при содействии наступающей пехоте дали штурмовые атаки подразделения 653 ШАП (к-р майор Зворыгин) И-15 бис.

214 ШАП (Ил-2) действовал небольшими группами (благодаря хронической неготовности материальной части), понёс большие потери и серьёзного значения (в ходе боевой работы ВВС) не имел, несмотря на мощное вооружение».

Отдельно заметим, что машины старых типов летали на менее дефицитном авиабензине Б-70, тогда как новые самолёты требовали Б-78 и выше, с производством которого в СССР было всё сложно.

В общем, если вдруг поломка вашего темпорального утюголёта нечаянно забросит вас в Крым весны 1942 года, в качестве поддержки вызывайте лучше старые «и-пятнадцатые».

Ересь вторая — бомбардировочная

Конкурентами «Ил» за ценнейшие для СССР ресурсы вроде авиамоторов и высокооктанового авиабензина были также обычные бомбардировщики. Например, в ноябре 1941-го на производство «илов» перевели авиационный завод № 135, который ранее выпускал лёгкий бомбардировщик Су-2, изначально имевший хвостового стрелка и бомбовый прицел. А задержавшийся по ряду причин с появлением на фронте двухмоторный Ту-2 имел нормальную бомбовую нагрузку в тысячу кило (то есть больше, чем два «ила»), а в перегруз, как пишут в интернетах, мог взять и три тонны.

Су-2 на аэродроме
Су-2 на аэродроме (источник фото)

Впрочем, по поводу последнего в наставлении «Временные указания по боевому применению звена самолётов Ту-2» было сказано следующее: «Сами бомбодержатели дают возможность подвесить бомбы до трёх тысяч кило (3×1000 кг), но этот вариант практически не реален, так как самолёт в этом случае не имеет возможности взять горючее».

В общем, подвесить-то было можно, а вот летать и бомбить — уже не очень.

Но если не витать в облаках…

…то при более пристальном рассмотрении получается, что проблемы Ил-2 — это недостатки не только и не столько самолёта, сколько ВВС Красной армии в целом.

Техники готовят штурмовик Ил-2 к вылету
Техники готовят штурмовик Ил-2 к вылету (источник фото)

Например, наши союзники во второй половине войны вполне успешно применяли в качестве ударных множество одноместных самолётов, не испытывая при этом острой нужды любой ценой впихнуть туда хвостового стрелка. Да и немцы на Восточном фронте не только вполне успешно использовали «штурмовые» модификации истребителей FW-190, но и умудрялись в 1945-м бомбить с Ju-87.

То есть необходимость посадить на «Ил» стрелка, «сожравшего» и без того не сильно великую бомбовую нагрузку, была вызвана в первую очередь проблемами с надёжным истребительным прикрытием ударных самолётов. А проблемы с точностью бомбометания имелись, например, и у не менее знаменитого Пе-2, который, формально считаясь пикирующим бомбардировщиком, сплошь и рядом применялся как обычный — из-за недостатка подготовленных пилотов.

При этом бронезащита «Ил», хоть и не являлась абсолютной панацеей, всё же хоть как-то позволяла компенсировать некоторые ошибки командования и самих лётчиков, давая им шанс набраться опыта и просто прожить на несколько боевых вылетов дольше. И это уже было очень и очень немало.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS