Почему авианосцы такие дорогие?

Ты помнишь, как всё начиналось…

Для начала попробуем разобраться, действительно ли они такие дорогие и всегда ли так было. В качестве первого примера возьмём первые американские крупные авианосцы специальной постройки и главные «рабочие лошадки», вытянувшие самый сложный начальный период Второй мировой на Тихом океане, — корабли типа «Йорктаун».

Американской казне они обходились по 20 миллионов долларов каждый — по тем временам очень серьёзные деньги. Но всё познаётся в сравнении. Например, строившиеся параллельно с ними тяжёлые крейсеры типа «Нью-Орлеан» стоили подешевле — по 14 миллионов. Вот только водоизмещение у них было в два раза меньше.

Странная арифметика: разница в водоизмещении в два раза, а в стоимости — всего на четверть

Поскольку корабли разных классов сильно отличаются по размеру, то имеет смысл сравнивать цены не самих посудин, а условной тонны их водоизмещения — и здесь нас ожидает большой сюрприз.

У предвоенных американских тяжёлых крейсеров или линкоров этот показатель составлял около 1500 баксов против всего тысячи у авианосцев.

Что, в общем-то, и неудивительно — на авианосцах имелся минимум дорогой брони и совершенно отсутствовали ещё более дорогие башни с орудиями главного калибра. Но ещё больший сюрприз нас ожидает при сравнении с лёгкими кораблями — эсминцами и подлодками, у которых тонна водоизмещения стоила уже 3500-4000 долларов.

Словом, авианосцы тогда, наоборот, были самыми дешёвыми из боевых кораблей.

Причины тоже очевидны: хотя у лёгких кораблей нет брони и больших стволов, зато у них гораздо меньший процент водоизмещения приходится на сравнительно дешёвые металлоконструкции корпуса и надстроек. Соответственно, повышается и доля веса, приходящегося на гораздо более дорогие машины, вооружение и специальное оборудование.

И к чему пришло

Ну ладно, это всё «было давно и неправда». Но всем же известно, что современные-то авианосцы стоят совершенно неприличные деньги! Попробуем разобраться на примере нынешних «рабочих лошадок» американского флота, десятилетиями служивших главными «большими дубинками» США, — атомных авианосцев типа «Нимиц».

Средняя стоимость кораблей этого типа составляла около 8,5 миллиарда долларов образца 2012 года, то есть 85 тысяч баксов за ту самую «погонную тонну». Цены, как мы видим, подросли почти на пару порядков. Но давайте опять попробуем сравнить с другими «рабочими лошадками» — великими и ужасными эсминцами УРО типа «Арли Берк».

Ещё более странная арифметика: разница по водоизмещению на порядок, а в цене — всего в четыре раза

В том же 2012 году стоимость их постройки составляла порядка двух миллиардов за единицу, то есть 215 тысяч долларов за ту же условную тонну. Более чем вдвое дороже, чем у «Нимицев». И это несмотря на то, что у них отсутствуют такие недешёвые прибамбасы, как ядерные реакторы! Так что с атомными подлодками даже сравнивать не будем.

Словом, ситуация с 30-х годов мало изменилась. И ответ на поставленный вопрос будет предельно банальным:

Авианосцы такие дорогие просто потому, что они большие.

Можно, конечно, вспомнить ещё и новейшие авианосцы типа «Джеральд Форд» — уж они-то стоят совсем дикие 13 миллиардов за штуку. Но, во-первых, высокая стоимость этих первых в серии кораблей во многом связана с разработкой специально для них принципиально новых аэрофинишёров и катапульт, плюс более мощных реакторов. А во-вторых — цена их «условной тонны» всё равно ещё сильно не дотягивает даже до «Берков».

И на этом всё.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о том зачем пистолет привязывают к кобуре >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий