itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

/
8.3K
34
38
48

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

In Soviet Russia games play you

Девяностые были своеобразным временем — тогда всё шло как-то наоборот, не как везде, не как у людей, и вообще, в согласии с известным анекдотом об альтернативном способе удаления гланд. Вот и игровые приставки (слово «консоль» русскому человеку тогда даже теоретически известно не было) вошли в нашу жизнь не так, как в других странах.

В США, например, Sega и Nintendo успели развязать и провести войну форматов (не)задолго до развала СССР и того, как эти названия прозвучали по эту сторону рухнувшего «железного занавеса». И разумеется, весь мир успел пройти с Mega Drive и Famicom/NES долгий путь от первых неказистых игр до мощнейших шедевров, выжавших из «железа» приставок все возможные соки. Нам же всё досталось мгновенно и разом, поэтому наборы Знаковых Игр в Японии и США и в странах СНГ сильно отличаются друг от друга.

В каком-то смысле — жаль, ведь всегда интересно пройти путь от начала до конца. С другой стороны, мы имели возможность сразу выбирать лучшее из огромных библиотек, содержавших игры весьма разного качества. Что ж, спасибо тайваньским производителям контрафактных консолей и картриджей — если бы не они, едва ли мы познакомились бы с таким количеством замечательного, ведь лицензионные консоли и игры стоили каких-то безумных денег (отчего, скажем, в наших краях совершенно не получила распространения приставка SuperNintendo/SNES, которую пиратам просто не удалось взломать).

Кроме того, война форматов с этой стороны польской границы велась сугубо в ценовой территории: «Сега» была дороже, «Денди» — куда как доступнее, хотя превосходство первой над последней было несомненным. А вот во всём цивилизованном мире компании Sega пришлось отвоёвывать рынок, на котором, подобно фюреру в розовых мечтах, уже несколько лет доминировала Nintendo со своей NES/Famicom.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты
(Источник фото)

Спасибо, господи, что нас это миновало…

Печки, почень, железёнка и прочая требуха

Как мы уже сказали, превосходство Mega Drive над «Денди», тайваньским клоном нинтендовского Famicom, было видно невооружённым глазом. Тут вам и графика «покрасивше», и цветов побольше, и звук посочнее, и игровой процесс подинамичнее. В общем, радикально более мощное «железо» обеспечивало приставке игры куда привлекательнее. Не будем грузить вас подробностями о конфигурации сеговского железа, они и в те годы мало что мало кому говорили, а уж сейчас…

Ну как сейчас объяснить людям, что 16/32-битный (да-да, двойной битности) центральный процессор с частотой 7,6 мегагерц — это круто?

В наш-то век многогигагерцовых дофигаядерных процессоров, которые на этот сеговско-мотороловский чип смотрят, как спецназовец на одноногого карлика? Вот мы и не будем.

Скажем только, что по мощности и возможностям своего главного конкурента — Famicom/NES/«Денди» — сеговское железо делало одной левой, причем не вставая с кресла. А как эти приставки выглядели! В отличие от фамикомовско-дендивских консолей цветов взрослой неожиданности и запёкшейся крови, «Сега» была чёткой, дерзкой, реальной чёрной расцветки, прямо как снаряжение какого-нибудь Бэтмена. Одного взгляда даже на выключенную приставку хватало, чтобы понять, кто тут босс, а кто так, пописать вышел.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Игры были под стать консоли — резкие, быстрые, динамичные… Давайте-ка стремительно перейдём к ним!

Лишь потому, что мы располагаем игры по алфавиту, список возглавляет…

Boogerman: A Pick and Flick Adventure

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Давайте скажем честно — вы бы не купили эту игру своему ребёнку. Зато нам самим, когда мы были детьми да подростками, она безумно доставляла. Ведь где ещё встретишь главного супергероя игры, который атакует врагов козявками из носа, блевотиной и прочими натурпродуктами и летает на заднепроходно-газовой тяге?

Совершенно уникальный в своём роде платформер, способный порадовать любого десятилетку (и вызвать закономерное отторжение у взрослого).

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Chase HQ II

Своеобразная, не совсем гоночная, но очень автомобильная игра — стремительная и динамичная, как фильм «Форсаж» с лысым Дизелем, который выйдет спустя девять лет.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

«Суть такова»™ — играя за пару полицейских, преследуем преступников на автомобилях. Слушаем (точнее, читаем) брифинг от неумеренно симпатичной блондинки-диспетчера. Выбираем машину — быстрый спорткар, усреднённый внедорожник или тяжёлый грузовик (да уж, суровые методы были у виртуальной полиции в начале 90-х…). Оказываемся на дороге — как правило, городской, изобилующей машинами мирных жителей и всяческими урбанистическими препятствиями, — давим железку в пол и гоним до тех пор, пока не повстречаем машину подозреваемого. Повстречав, тараним её до тех пор, пока её задница багажник не сравняется с решёткой радиатора. Победа, следующий уровень!

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Несложная концепция, но насколько захватывающей была игра!

Comix Zone

Выпущенная на излёте жизни Mega Drive, игра «по щелчку пальца» завоевала любовь игроков (по крайней мере наших), несмотря даже на спорную отзывчивость управления. И неудивительно — графика, особенно анимация, здесь давала прикурить всем конкурентам.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Помните плавность движений «Принца Персии»? Так вот, здесь было ещё круче!

А задники, полные мелких и крупных деталей? А спецэффекты? А сама идея путешествия по страницам комикса, да ещё и нелинейного? А возможность оторвать от страницы кусок бумаги и применить его с пользой? А несколько финалов? Даже удивительно, что этот красивейший и безумно стильный (а какой саундтрек!) beat-em-up не получил ни одного сиквела. Хотя, может, оно и к лучшему?

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Как бы то ни было, игра достойна внимания даже сегодня, благо эмуляторы отлично её поддерживают.

Contra: Hard Corps

Если предыдущая игра — шедевр графики, анимации и оригинальности, то сеговская «Контра» — шедевр динамичности и насыщенности. А ещё — топор войны между грамотными и безграмотными: ух, сколько копий было сломано вокруг вопроса, как правильно произносить её название — с S или без неё?

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Ответим на этот вопрос раз и навсегда: правильно произносить — «хард-кор», совершенно созвучно с модным словом «хардкор».

И таки да, хардкора здесь было столько, что его можно было черпать вёдрами.

Четыре разных главных героя, бессчётные полчища врагов, постоянно изменяющаяся перспектива уровней (только что вы бежали, как в классическом платформере, направо — и вот уже движетесь вверх… или вглубь экрана… или «из экрана»…), совершенно безумные и адски резкие боссы и настолько нелинейная структура игры, что для полного ознакомления со всеми возможными уровнями требовалось не одно, не два и даже не три прохождения. Все это было «заполировано» отличными спецэффектами, брутальной музыкой и крайне отзывчивым управлением.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Жаль, что такая игра за всю историю серии была только одна. Её интересной особенностью стали две доступные на нашем рынке версии — японская и американская. И тут крылась небольшая подлянка: в японской версии персонажи умирали не от одного попадания, а от трёх, но читать эту вашу японскую херогану (или какакану, или как там они пишут?) было решительно нереально. А вот в американской версии сюжет подавался на английском, что обеспечивало хоть какое-то понимание происходящего на экране и, самое главное, — возможность осмысленно выбирать следующие шаги, но вот дохли герои от одного попадания.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

В общем, играть можно было либо легко, либо понятно, но никак не то и другое разом.

Desert Strike/Jungle Strike/Urban Strike

Подумать только, когда-то Electronic Arts делали хорошие игры и продавали их честно!

Серия Strike — одна из действительно хороших, хитовых и запоминающихся игр, выпущенных будущей Корпорацией Зла. На первый взгляд, эти игры просты: ну вертолёт, ну летает, ну в изометрии… Но к простой базовой механике добавились непростые, глубокие элементы.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Во-первых, у вертолёта заканчиваются топливо и боеприпасы, а для пополнения их надо сперва найти и, скорее всего, отбить у врага. Во-вторых, задания (которых на один игровой уровень может быть более десятка) не просто разнообразны и порой неожиданны, но и требуют от игрока думать головным мозгом. Скажем, уничтожение электростанций может значительно ослабить систему ПВО в интересующем вас районе. Да и спинному мозгу будет, чем заняться, — враги опасны и сильны, без прокачанного навыка уклонения игру не пройти.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Вторая часть серии — тех же щей, да погуще… плюс возможность покататься на модном в те годы гибриде самолёта и палатки F-117. Третья — ощутимый шаг назад, но все ещё не в пропасть.

В общем и целом, каждая из трёх игр серии привлекала внимание игроков надолго.

Игры по мультфильмам компании Disney: Aladdin, The Lion King

Честнее было бы назвать их «играми компании Virgin», но коли уж мы дошли до буквы D, а имя Disney узнают все…

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Что ж, отличные были игры. Красивые, яркие, с отличными саундтреками и звуковыми эффектами — практически мультфильмы, которыми управляете лично вы. И неудивительно, ведь графику и анимацию обеспечивала сама корпорация «Дисней». В остальном же… ну, это были качественные платформеры — «Аладдин» чуть лучше, «Король-лев» чуть слабее — и этого было достаточно. В конце концов, не каждой игре быть Fallout или Rainbow Six, хорошие детские платформеры тоже нужны. И детей эти игры более чем радовали.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Dune: The Battle for Arrakis

Улучшенный, доработанный, исправленный и дополненный порт ПК-игры Dune 2: The Building of a Dynasty.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Тот редкий и удивительный случай, когда в сеговскую версию играть было удобнее и приятнее, чем в версию для ПК. Всё благодаря интуитивному управлению, приближенному к современным стандартам стратегий в реальном времени: выбрал юнит, отдал приказ (в отличие от ПК-версии, где эта цепочка была на одно действие длиннее — выбрал юнит, выбрал приказ, отдал приказ… жуть!). Графику тоже подтянули, добавив юнитам и зданиям деталей. В общем, получился замечательный порт (всем бы портам такое портирование!).

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Про саму игру же сказано столько, что доливать елейного сиропа дифирамбов было бы просто невежливо. Ограничимся лишь одной фразой: эта игра во многом определила развитие жанра стратегии в реальном времени на десятилетия вперёд.

Ecco the Dolphin/Ecco: The Tides of Time/Ecco Jr.

Совершенно наркоманская игра с наркоманским сюжетом, наркоманской музыкой и наркоманским финалом. Но, чёрт возьми, какая графика, какая анимация, какие задники! Хотите красоты — идите на YouTube и смотрите геймплейные видео серии Ecco.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

На игроков внешний вид плавно анимированных морских существ с дельфином во главе производил настолько неизгладимое впечатление, что руки тянулись к кошельку сами, а мозг за ними просто не поспевал. Уже потом выяснялось, что игра вообще-то нифига не добрая, нифига не лёгкая и нифига не для детей. Но это было потом.

Удивительная игра, на самом деле, — в память врезается намертво, но сказать о ней что-то хорошее довольно сложно.

General Chaos

Война — это весело! Но только в некоторых играх, например в General Chaos.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Юмористическая, хаотичная тактика в реальном времени о противостоянии Синих и Красных. Пять классов бойцов — автоматчик, гранатомётчик, огнемётчик, гранато…метатель? и сапёр. От двух до пяти бойцов под командованием единовременно. То же самое — для врага. Не всегда было понятно, почему победа досталась той или иной стороне, но бои проходили весело, да и дизайн персонажей был, прямо скажем, далёк от серьёзного.

Не самая шедевральная, но, безусловно, принёсшая игрокам много приятных часов игра.

Golden Axe/2/3

Можно было бы сделать несколько претенциозное и преувеличенное заявление, что в мире существует лишь две идеальные серии beat-em-up’ов. Что ж, Golden Axe — первая из них.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Отличный фэнтезийный «биток» с характерными героями — мускулистым варваром, грудасто-ногастой амазонкой, бородатым гномом и парой странных существ вроде человека-пантеры «на сдачу». Движемся слева направо, мутузим всех, кто попадётся на пути и с оружием, спасаем мирных жителей, раздаём пинки мелким воришкам с мешками, периодически колдуем… да, вот магия тут была прекрасным дополнением к и без того прекрасной игре. Она была нечеловечески впечатляющей и красивой!

Не верьте нам на слово, это нужно видеть.

Боевая система тоже была качественной и продуманной, развивающейся с каждой новой игрой серии. Жаль только, что с уходом эпохи Mega Drive серия скатилась в такие глубины, о которых и говорить-то неприлично.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Mortal Kombat/2/3/Ultimate

Отгадайте загадку: зимой и летом одним цветом. А вот и не угадали, не ёлка. Правильный ответ — КРОВИЩЩЩЩЩЩЩАААААА!

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Она в этом файтинге была весьма реалистичной, и её было много. Настолько много, что игра, по сути, породила ESRB — первый американский орган, отвечающий за возрастные рейтинги компьютерных игр. До МК про такое никто и не задумывался. А тут…

Ну что такого, если персонажи могут вырывать друг другу сердца, отрывать головы и вытаскивать позвоночные столбы?

Ну и делать всякие кровавые вещи помельче? Вот и мы думаем — ничего такого! Однако американский сенат оказался не согласен, и с тех пор игровую индустрию неизменно сопровождают эти ваши ограничения по возрасту. Тьфу!

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Несмотря на прессинг со стороны жырных галстучных американских сенаторов и особенно жырных американских сенаторш, серия Mortal Kombat продолжила развиваться, с каждым новым воплощением становясь всё более фотореалистичной, кровавой и жестокой. И что самое характерное, благополучно дожила до наших времён.

Есть на Земле справедливость: делай качественные игры — тогда даже американский сенат тебе будет не указ! А уж в качестве серии MK — по крайней мере, её сеговским воплощениям — никак не откажешь.

Road Rash/2/3

Если скрестить ежа с ужом, получится… Да что уж там, отличная игра получится!

В роли ежа и ужа — жанры «гонка» и «файтинг». Гоняем на мотоциклах, атакуем врагов руками и ногами, проявляем к ним всяческую жестокость, сбрасываем их с железных коней, переезжаем поперёк… В общем, весело проводим время. Главное — прийти к финишу первым или хотя бы в первой тройке. Чем более первое место займёте, тем больше денег получите, чем больше денег получите — тем быстрее купите новый мотоцикл (а в третьей части — и проапгрейдите старый). А начиная со второй части у врагов можно было отобрать различное оружие — дубинку, цепь, ломик, шокер…

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Хорошая была игра — быстрая, динамичная, весёлая. Неплохо играется даже сейчас!

Rock n' Roll Racing

В некотором смысле духовный родственник предыдущей игры — тоже гонка, тоже на выживание да уничтожение, но только изометрическая, футуристическая, огнестрельная и разработанная компанией Silicon&Synapse, которая в том же 1994 году стала называться Blizzard Entertainment. И были это времена, когда Blizzard веников ещё не вязали.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

К чему мы это? К тому, что игра была отличная! Довольно необычная изометрическая камера совершенно не мешала, но добавляла игре энной свежести. Суть не менее простая, чем в RoadRash: участвуем в гонках, стараемся прийти к финишу первым (желательно не померев, подорвавшись на мине или от меткого выстрела соперника), зарабатываем деньги, улучшаем компоненты автомобиля, покупаем новые автомобили, переходим на новые планеты… Ах да, игра-то сделана в футуристически-космическом сеттинге, так что вашими соперниками будут не только люди, но и инопланетяне, — да и между планетами придётся покататься.

Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

А какой тут был дизайн машин! Чего стоит только адский багги на гусеничном ходу, вооружённый ракетами и лучшими в игре минами. А саундтрек, состоящий из классического бодрого рока? А комментатор? Да, звуковое оформление было под стать всему остальному.

Hands down, гениальная в своём роде игра!

Shining Force/2

А эти игры — настоящие RPG. Жанр для тогдашних приставок, прямо скажем, не самый популярный. В наших краях эта серия вообще не прижилась — это ж, блин, столько читать надо, да ещё и по-английски!