На войну любой ценой: три истории беглецов, желавших поквитаться с немцами

Полёт к свободе

В 1940 году Германия в ходе 18-дневной войны разгромила Бельгию. Король Леопольд III подписал капитуляцию, и личный состав вооружённых сил страны оказался в немецком плену.

В числе пленных был и барон Мишель Доннэт, пилот 9-й эскадрильи (воздушная разведка) бельгийских ВВС. Пребывание в неволе было недолгим: уже в январе 1941 года немцы отпустили на свободу часть бельгийцев и барон Доннэт благополучно вернулся в своё родовое гнездо.

Мишель Доннэт

Однако у него оставались личные счёты к захватчикам. Вместо относительно безопасного пребывания дома он вместе с товарищем, сержантом бельгийских ВВС Леоном Дивойем, замыслил побег в Великобританию, где намеревался продолжить воевать с немцами.

У друга Доннэта, барона Тьерри д’Юар, был частный музей техники, в котором имелся старый биплан OO-ATD. Неугомонные бельгийцы в течение нескольких месяцев ремонтировали самолёт и буквально по каплям, всеми правдами и неправдами, добывали драгоценный бензин.

Пятого июля 1941 года друзья совершили перелёт в Англию, благополучно избежав немецкой и британской ПВО. В Великобритании они вступили в ряды Королевских ВВС.

Самолёт, на котором был осуществлён перелет в Великобританию

Мишель Доннэт совершил 375 боевых вылетов, имел четыре подтверждённые и пять вероятных побед над немецкими лётчиками, на его счету — десятки вылетов на штурмовку наземных объектов. В одном из боёв бельгиец был сбит, но смог спастись с парашютом. В конце войны он командовал 350-й (бельгийской) эскадрильей Королевских ВВС.

Его товарищу повезло меньше. Уже четвёртого апреля 1942 года в воздушном бою над Францией самолёт Дивойя столкнулся в воздухе с другим английским истребителем, лётчик смог выпрыгнуть из машины и повторно попал в немецкий плен.

В Англию на вёслах

В результате французской кампании немцы оккупировали Нормандские острова, принадлежавшие британской короне. Многие жители островов пытались бежать в Великобританию, используя подручные средства. Одним из них был 21-летний Деннис Виберт, намеревавшийся вступить в ряды английской армии.

Объявление о розыске бежавшего англичанина

В ноябре 1940 года он впервые попытался добраться до Великобритании на лодке с подвесным мотором, однако потерпел крушение и, преодолевая прибой, чудом вплавь смог вернуться на остров.

Неудачная попытка не остановила парня — даже несмотря на то, что немцы к тому времени конфисковали у населения все мореходные средства.

Деннис нелегально приобрёл неисправную восьмифутовую лодку и два подвесных мотора, которые несколько месяцев тайно хранил у себя дома, пока понемногу скачивал топливо с немецких грузовиков.

В сентябре 1941-го Виберт несколько раз выходил в море, но всякий раз ветер и волны не давали ему возможности покинуть остров. В ночь «удачной» попытки он едва не попался в лапы немцам — два дозорных торпедных катера прошли в ста метрах от его лодки, так что поднятая ими волна наполовину затопила утлое судёнышко.

В открытом море сильные волны вывели из строя один из моторов, а второй Деннис утопил при попытке установить его на лодку.

Два дня англичанин пытался грести на веслах, однако течение уносило лодку в открытый океан.

Неудачливый беглец был на грани гибели, у него закончились запасы воды и пищи, но, к счастью, его заметили с борта дозорного английского эсминца. Чудом спасшийся парень немедленно вступил в ряды вооружённых сил. Уведомление от английской таможни о необходимости заплатить пошлину за ввоз частного плавательного средства на территорию Великобритании настигло его уже в учебном лагере.

Лодка, на которой бежал Виберт

На броневиках из концлагеря

Летом 1941 года у деревни Масюковщина на месте бывшего советского военного городка немцы создали лагерь для советских военнопленных Шталаг № 352. Он использовался как пересыльный, через него прошло до 200 тысяч человек, из которых 80 тысяч погибли.

С весны 1942 года Шталаг № 352 использовался для пополнения рабочей силы: из оставшихся в живых военнопленных формировали команды, работавшие за пределами лагеря. А на его территории были организованы гараж с авторемонтной мастерской, лесопилка и оружейная мастерская.

Пленные из Шталага 352 на дорожных работах

В июне 1942 года партизаны обстреляли легковую машину коменданта лагеря и ранили его в ногу. В лагерный гараж притащили на буксире два неисправных бронеавтомобиля БА-20. Один — почти целый, а у второго была срезана вся бронированная часть, кроме лобового листа и дверок кабины. В мастерской должны были восстановить двигатели и ходовую часть машин.

Но после восстановления броневиков у военнопленных, работавших в гараже, родился план дерзкого побега.

В лагерь проникали слухи о действиях партизан. Собрав эти сведения, группа военнопленных решила угнать бронемашины и на них выбраться к деревням Тарасово и Старое Село. Автомобили были нужны, чтобы выломать ворота в случае, если охрана заподозрит неладное.

Побег осуществили 30 июня 1943 года. Бежали все пятнадцать работавших в гараже пленников.

Охранник на воротах пропустил машины, посчитав, что в них, как обычно, едут лагерные офицеры.

К несчастью, через несколько километров броневики встали — кончился бензин. Автомобили остановились рядом с колонной военнопленных, запряжённых в повозки, вывозившие из леса выкорчеванные пни. Беглецы выскочили из машин, пытаясь скрыться в лесу. Охрана колонны подняла тревогу, была организована облава.

Несколько пленных были схвачены и убиты, однако большей части удалось скрыться. Четверо из них — Владимир Лысенко, Иван Леонов, Владимир Кладкевич и Леонид Винник — смогли выйти на партизан и продолжили войну в составе партизанской бригады имени Щорса.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий