Когда автомат Калашникова появился в кино?

В послевоенный период фильмы на армейскую тематику особым спросом не пользовались — людям надоела война, хотелось отвлечься. Отечественные киностудии снимали мало, кинотеатры крутили ленд-лизовские и трофейные картины.

Однако госзаказ на «армейские» картины, изображавшие «школу жизни» в самых выгодных тонах, всё же существовал. К 1955 году потребность в подобных картинах дошла до того, что на экраны страны почти одновременно вышли аж две совершенно однотипные ленты отечественных режиссёров Ивана Лукинского и Анатолия Граника: цветной «Солдат Иван Бровкин» и чёрно-белый «Максим Перепелица».

Схожесть сюжета (перековка гражданского шалопая в умелого и мужественного советского солдата) привела к шумному скандалу между сценаристами Иваном Стаднюком и Георгием Мдивани. В результате оба фильма полюбились не только широкой публике, но и военным разведкам недружественных государств. Именно Бровкин с Перепелицей продемонстрировали миру новейшие образцы стрелкового оружия, недавно принятые на вооружение в СССР: автомат Калашникова, самозарядный карабин Симонова и ручной пулемёт Дегтярёва (был даже показан процесс разборки).

Кадры из фильма «Максим Перепелица»

Нужно понимать, что меры по обеспечению секретности стрелковки в Советском Союзе предпринимались весьма серьёзные: если РПД периодически мелькал на фото и про него можно было прочитать, например, в журнале «Советский воин», то об АК официальные печатные издания молчали накрепко. Многие ветераны вспоминают, что даже патрули, вооружённые «калашами», носили их в чехлах, а после учебных стрельб из АК солдат заставляли собирать все до единой стреляные гильзы, сверяя их количество с накладными по выдаче боеприпасов. Даже несмотря на то, что патроны тех лет выпуска имели довольно приметный внешний вид (металл латунировали), собирать на армейском стрельбище несколько тысяч гильз и пересчитывать их было ох, как нелегко.

Кадры из фильма «Максим Перепелица»

Разумеется, в последние лет 30 диванные эксперты, прослышав о подобных мерах безопасности, с умным видом заявляют: «Да всё это не работало, кому надо было — и так всё знали».

Соболезную: «кому было надо» — сидели на голодном информационном пайке.

Познания всемогущей американской разведки о новинках отечественного стрелкового оружия в середине ХХ века были, мягко говоря, далеки от реальности. Свидетельством тому может служить, например, любопытнейшее издание «Увертюра к агрессии», выпущенное в 1950-м и рассекреченное в 2001 году. Также напомню о недавно рассекреченном документе 1953 года. Этот шпионский доклад (выложен на сайте Центрального разведывательного управления США) описывает новейшее русское вундерваффе — пистолет-пулемёт, которым были вооружены воинские части, задействованные на разминировании Новгородской и Ленинградской областей.

Если шпион пытался описать АК, то у него это получилось слабовато. А вот изображение самозарядного карабина Симонова обр. 1945 года вполне похоже на оригинал.

Так что показанные в СССР (и поставленные по культурному обмену в страны соцлагеря) фильмы стали для империалистических разведок откровением. В результате были внесены существенные поправки в представления о возможностях советских армейских подразделений: их структуре, насыщенности самозарядным и автоматическим оружием, дальности и плотности огня, снабжении боеприпасами, логистике и т. д.

Кадры из фильма «Солдат Иван Бровкин»

Определённые изменения показ картин вызвал и на территории Советского Союза: гриф «секретно» с оружия сняли, также были упразднены сбор гильз и чехлы на АК.

За следующие 65 лет своей кинокарьеры «Калашников» снялся в сотнях отечественных и зарубежных картин — художественных и документальных, телешоу, аниме, компьютерных игр — и я уверен, ещё не скоро сойдёт с экранов.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о разнице между обоймой и магазином >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий