«Обезглавленный» Генштаб СССР: какая трагедия случилась в Югославии в 1964 году

«Обезглавленный» Генштаб СССР: какая трагедия случилась в Югославии в 1964 году

Катастрофу пассажирского самолета, случившуюся 19 октября 1964 года, можно смело назвать одной из самых «высокопоставленных» аварий за всю историю СССР. Дело в том, что в тот день погиб один маршал и пять генералов. Именно поэтому в наши дни и появилась версия о террористическом акте.

Высокопоставленная делегация

На 20 октября 1964 года в Белграде планировались торжества, посвященные 20-летней годовщине освобождения нынешней столицы Сербии, а в то время столицы Югославии от немецких захватчиков. 19 октября в Белград отправилась делегация представителей высшего командования. Среди ее членов был и маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, который в годы Великой Отечественной войны принимал участие в освобождении Югославии. Забегая вперед, следует отметить, что после катастрофы югославский лидер Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову посмертно звание Народного героя.

Кроме маршала Бирюзова, в делегацию входили: генерал-полковник, начальник Военной академии бронетанковых войск Владимир Жданов; генерал-лейтенант, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе Николай Шкодунович; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор, заведующий Административным отделом ЦК КПСС Николай Миронов; подполковник, адъютант начальника Генерального штаба Григорий Шелудько и другие. Таким образом в пассажирском самолете Ил-18 находились маршал и 5 генералов, не считая других высокопоставленных делегатов и членов экипажа. Всего же на борту по разным данным было до 33 человек.

Столкновение с горой

Судя по всему, самолет Ил-18 для транспортировки членов делегации в Белград был выбран не случайно. Дело в том, что, по словам генерал-полковника Николая Каманина, буквально за неделю до трагедии в этом же самолете прилетели на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, 13 октября 1964 года приземлившиеся на корабле «Восход-1». Более того, упомянутый ранее Сергей Бирюзов являлся куратором программы пилотируемых полетов. Гибель Бирюзова, как считают некоторые, негативным образом повлияла на советскую космическую программу. Данное обстоятельство породило массу слухов о том, что авиакатастрофа, оборвавшая жизнь Бирюзова, была подстроена.

Действительно, поначалу ничто не предвещало беды: самолет был исправен, экипаж опытен, а метеоусловия благоприятны. Полет прошел благополучно. Проблемы начались только при посадке. Как пишет А.П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился, столкнувшись с горой Авала неподалеку от Белграда. При столкновении самолет взорвался, тем самым не дав пассажирам и членам экипажа ни единого шанса на спасение. Согласно одной из версий, погода при посадке ухудшилась. Пилот доложил об этом Сергею Бирюзову, добавив, что место для посадки придется поискать на другом аэродроме. Однако, если верить историку спецслужб Геннадию Соколову, маршал, не желавший опаздывать на праздник, приказал сажать самолет.

Причины трагедии

Тот же Геннадий Соколов при описании крушения, в первую очередь отмечает разразившийся во время посадки шторм. Неудивительно, что в ряду самых распространенных предположений о причинах авиакатастрофы оказались метеорологические условия, которые помешали пилотам должным образом сориентироваться и посадить самолет. Однако Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что основной причиной аварии была названа ошибка членов экипажа. Действительно, было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и шел ниже глиссады (траектория, по которой снижается летательный аппарат). Именно поэтому самолет и столкнулся с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.

Между тем в силу того, что на борту самолета находились представители высшего командования, и в том числе маршал Бирюзов, многие уверены в том, что авария была результатом самого настоящего террористического акта. Якобы осуществить это замысел было несложно именно с помощью горы Авала на подходе в аэропорту, установив на ней соответствующее оборудование и оружие. Однако данная теория не подкреплена никакими вескими доказательствами, кроме того, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 действительно погибли. Впрочем, даже сегодня вопросов в этой истории и вправду осталось больше, чем ответов. К примеру, до сих пор точно неизвестно, сколько человек летело в тот день на самолете. В источниках фигурируют как 11, так 17, 18 и 20 человек. А некоторые авторы упоминают о 33 жертвах крушения.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий