Астрономы разгадали тайну «странных радиокругов» во Вселенной

ФОТО: J. English (U. Manitoba), EMU, MeerKAT, DES(CTIO)Астрономы разгадали тайну «странных радиокругов» во Вселенной

В 2019 году астрономы обнаружили необычные космические объекты, которые получили название «странные радиокруги». Это гигантские тусклые кольца диаметром в несколько сотен килопарсек (порядка миллиона световых лет), природа которых пока остается не совсем понятной. Но, как сообщает Naked Science, у астрономов появился ответ на эту загадку.

Не ошибка

Обнаруженные радиоинтерферометром ASKAP в радиодиапазоне объекты сначала приняли за ошибку наблюдений нового инструмента. Но вскоре еще один «странный радиокруг» удалось найти в архивных данных радиотелескопа GMRT. А значит ASKAP оказался не при чем. Или же ошибка носила системный характер. Впрочем, из-за слишком большой разницы в механизмах работы двух инструментов, последнее предположение также было отвергнуто.

Предположение

Международная группа ученых, изучающая галактики с активным звездообразованием, предположила, что круги — одно из последствий вспышек при образовании новых звездных объектов. Появилась гипотеза, что эти объекты образуются в результате столкновения двух больших галактик, в процессе которого газ оказывается сжат в небольшой области, что провоцирует вспышку звездообразования. Массивные звезды быстро сгорают и, умирая, сбрасывают свою газовую оболочку.

Несколько гипотез

Когда в ограниченном пространстве взрывается большое количество сверхновых, «газовый ветер» достигает таких масштабов и скоростей (до 2 000 километров в секунду), что начинает разгонять газ самой галактики. Именно так, согласно одной из гипотез, и образуются «странные радиокруги». Среди других гипотез: слияния сверхмассивных черных дыр, а также планетарные туманности и галактики с необычным строением.

Оптические наблюдения

Но по одним лишь радиоданным невозможно подтвердить или опровергнуть какую-либо из версий. Поэтому ученые провели наблюдения за одним из радиокругов в оптическом диапазоне, используя спектрограф обсерватории Кека на Гавайях. Они зафиксировали огромное количество нагретого и сжатого газа — гораздо больше, чем бывает в среднестатистической галактике. Объяснить аномалию удалось с помощью компьютерного моделирования.

Тайна раскрыта

Оказалось, «странные радиокруги» образуются при «наложении» друг на друга двух ключевых факторов: массивного потока газа, вылетающего из галактики, и низкой плотности газа в окрестностях. После взрыва сверхновых, когда затихает «ветер», созданный взрывной волной, горячий газ продолжает разлетаться во все стороны. Разреженное прострнаство в окрестностях не может его остановить. Так и формируется тот самый радиокруг, похожий на дымное колечко. При этом более холодный газ начинает «падать» на галактику на обратной ударной волне, что подтверждают спектральные наблюдения.