Археологи изготовили каменные топоры и срубили ими деревья

ФОТО: Akira Iwase et al. / Journal of Archaeological Science, 2024Археологи изготовили каменные топоры и срубили ими деревья

Японские археологи изготовили 75 реплик каменных топоров и тесел эпохи верхнего палеолита и провели серию экспериментов, чтобы выяснить, для каких целей использовались эти орудия. Результаты эксперимента были опубликованы в Journal of Archaeological Science.

Копии археологических находок

Исследователи из Токийского столичного университета изготовили реплики топоров из различных материалов, которые были доступны и нашим далеким предкам: полунефрита, роговика и туфа. Длина инструментов составляла в среднем 97,4 миллиметра, ширина — 57,6 миллиметра, толщина — 20,4 миллиметра, а масса — 165,6 грамма. Эти параметры также взяты с имеющихся в распоряжении ученых археологических находок.

Прикладной эксперимент

Затем исследователи использовали созданные реплики для различных задач, в том числе в рубки и обработки древесины, обработки рога и кости, скобления шкур и разделки туш животных. После экспериментов археологи обнаружили характерные повреждения, следы износа на каменных топорах. Они были похожи на те, которые образуются на современных топорах, используемых для рубки и обработки древесины.

Выводы

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что каменные топоры эпохи верхнего палеолита использовались для рубки и обработки древесины. При этом, несмотря на свою примитивность, инструменты были довольно эффективными и позволяли не только рубить деревья, но и довольно качественно обрабатывать их.

А вот для обработки костей и шкуры животных, а также разделки добычи эти орудия подходили плохо. Так что, скорее всего, наши предки использовали для этих задач другие инструменты.