ФОТО: user6702303/FreepikУченые выяснили, что от выращенного в космосе салата может начаться неудержимая диарея

Ученые Университета штата Делавэр выяснили, что салат, выращенный на Международной космической станции (МКС), может быть опасен для здоровья. Исследование, опубликованное в научном журнале Scientific Reports, объяснило причины подобного явления.

Уязвимы для патогенов

В ходе исследования ученые выращивали салат в условиях искусственной невесомости на специальном оборудовании — клиностате. Они обнаружили, что выросшие вне земного притяжения растения оказались уязвимы для патогенов. А они всегда есть на борту станции, несмотря на предпринимаемые меры дезинфекции. Наиболее опасными среди них является кишечная палочка и сальмонелла.

Опасная инфекция

Сальмонеллез — это острое инфекционное заболевание, которое вызывается бактериями Salmonella. Оно может привести к диарее, рвоте, лихорадке и другим неприятным симптомам. В тяжелых случаях сальмонеллез может даже закончиться смертью. К сожалению, современное развитие медицины не позволяет успешно лечить подобные инфекции на борту МКС. Кроме того, в космосе практически невозможно изолировать заболевшего, из-за чего возникает опасность заражения всей команды.

«Кружится голова»

Ученые обнаружили, что в условиях микрогравитации кусты салата не закрывают устьица, когда на них попадают бактерии. Речь о миниатюрных порах в стеблях и листьях растений, которые необходимы для газообмена. В качестве защитного механизма устьица обычно закрываются, когда растение подвергается воздействию патогенов.

Специалисты выяснили, что в космосе защитный механизм растений не работает из-за вращения. У них словно бы начинает «кружиться голова». Это означает, что даже кратковременное пребывание в невесомости может сделать растения более уязвимыми для патогенов.

Ученые планируют попробовать решить проблему путем обеззараживания семян перед их отправкой в космос. Другой рассматриваемый вариант — генная модификация культур, которая устранит невозможность закрытия пор из-за микрогравитации.