«Месть шаманов манси»: что не так было с гибелью группы Дятлова

«Месть шаманов манси»: что не так было с гибелью группы Дятлова

Мир жителей традиционного общества населен духами: у каждого ручейка или дерева может быть свой покровитель из тонких миров. Большие же географические объекты притягивают к себе из потусторонней реальности особо мощных сущностей. Хозяева рек и гор вполне могут принести человеку как пользу, так и вред. У представителей народности манси хорошо сохранились традиционные верования, поэтому их реальность по-прежнему населена злыми и добрыми нематериальными сущностями. В том числе в их понимании свои духи живут и на горе, на которую пытались забраться комсомольцы из группы Игоря Дятлова.

Обвинение манси

Первой версией криминалистов, которая показалась наиболее правдоподобной, была гипотеза о том, что убийство дятловцев было совершено местными жителями. Представителей коренного народа манси заподозрили в преступлении, но прокуратура впоследствии отказалась от этого предположения. Однако, некоторые исследователи продолжают придерживаться этой версии, включая журналиста и общественного деятеля Валентина Дегтерева. Он утверждает, что охотники-манси следили за группой туристов, что подтверждается дневниками и снимками, найденными на месте трагедии. Несмотря на это, большинство исследователей отвергают версию причастности манси к гибели туристов.

Ученый-этнограф Алексей Слепухин, который специализируется на изучении культуры и традиций коренных народов Урала и Сибири, однозначно отрицает причастность манси к убийству. Он отмечает, что именно манси помогли следователям найти останки туристов, и что если бы охотники были причастны к убийству, они бы так скрыли следы, что их никогда бы не обнаружили.

Гора Холатчахль

Обвинения в адрес манси не утихают по многим причинам, включая их традицию почитания священных мест, называемых ялпынг-ма.

Энциклопедия «Мифология манси», подготовленная сотрудниками Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, указывает, что для этого коренного народа святыми могут быть любые места, такие как горы, озера, реки и рощи, где шаманы осуществляют ритуальные действия и приносят жертвы духам. Однако, такие места, как ялпынг-ма, считаются тайными святилищами, к которым доступ запрещен для иностранцев, особенно для женщин.

Считается, что Игорь Дятлов и его товарищи могли быть заранее предупреждены о том, что такое посещение небезопасно. Но, будучи комсомольцами-атеистами, неадекватно оценили риски. И поэтому стали жертвами шаманов, которые защищают свои ялпынг-ма от вторжения извне.

Важно отметить, что гора Холатчахль, которую стремились покорить молодые люди, не является священной для манси. Но и обычным местом ее назвать тоже ни в коем случае нельзя. Это страшная, проклятая гора, к которой боятся подходить даже самые смелые представители малого народа. Начать надо с того, что ее название в переводе с мансийского означает “Гора смерти”. С этим местом связано множество страшных легенд о кровожадной богине Сорни-Най.

Писательница Шнуровозова делится следующей информацией: “По существующему преданию, в незапамятные времена на этой горе было местное святилище, посвященное богине смерти, каждый раз шаманы проводили на нем ритуал жертвоприношения, убивая ровно по 9 животных. Это могли быть олени, утки, любые другие живые существа. Но однажды по неизвестным причинам шаманы принесли в жертву богине 9 молодых охотников манси, и эта жертва так понравилась богине смерти, что всем остальным жертвам она стала предпочитать именно людей”. Поэтому с точки зрения манси сам поход девяти человек (а дятловцев ровно столько и было) на гору смерти — это чистое сумасшествие.

Вообще числительное 9 красной нитью проходит через все легенды о горе смерти: другое предание манси гласит, что там шаманы одолели 9 злых духов, которые потом оказались навек прикованы к вершине.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий