«Аристократическая внешность»: как на самом деле её определить

«Аристократическая внешность»: как на самом деле её определить

В художественной литературе и повседневных разговорах часто можно встретить утверждение о том, что некий человек обладает «аристократической внешностью». Откуда же взялись специфические черты так называемой «породы», и действительно ли они свидетельствуют о принадлежности к благородному сословию?

Потомки завоевателей

Европейский неофициальный «канон» аристократической внешности предполагает изящество, тонкость черт и высокий рост. Признаками благородства считаются прямой или с небольшой горбинкой нос, удлинённое «прямоугольное» лицо, высокий лоб, крупные глаза и тонкие пальцы.

В литературе можно встретить и многие другие «аристократические» признаки, например, «живой взгляд» и «гибкую мимику». Мариэтта Шагинян, описывая внешность композитора Сергея Рахманинова, обратила внимание на такое качество, как почти полное отсутствие мочек ушей. По словам писательницы, это придавало чертам композитора «изящество, рождаемое породой, сухость и узость, похожую на голову арабского коня». Рахманинов действительно происходил из дворянства Тамбовской губернии.

Корни специфической внешности теряются в веках, поскольку история знати запутана и имеет региональные особенности. Иногда отличия внешности аристократов от основной массы населения объясняются их иным этническим происхождением. Например, во Франции часть дворянства имела франкское (германское) происхождение, а крестьяне были потомками галлов и римлян.

Считается, что в Индии варна раджей-кшатриев в большей степени сохранила европеоидные черты исконных ариев, пришедших когда-то с запада. Об их типичной внешности можно судить, например, по белокожим звёздам Болливуда, большинство из которых принадлежит к варнам кшатриев и брахманов. У низших же каст более велика доля черт, доставшихся от аборигенов Индостана – представителей веддоидной расы. Но всё же, по данным антропологов, внешность индийца скорее зависит от штата его проживания, чем от касты.

Для русской аристократии XVIII-XIX веков также был характерен ряд особенностей, выделявших их из массы русского народа. Антрополог Кристина Локк, изучив живописные портреты того времени, сделала вывод, что русские дворяне относились к среднеевропейскому антропологическому типу. По её данным, в сравнении с русским сельским населением середины XX века аристократия прошлого имела более тёмные волосы, у них меньше выступали скулы и наблюдалась более развитая складка верхнего века. Это может свидетельствовать о брачных связях русских дворян с аристократией центральной Европы. А может быть, дворяне в большей степени унаследовали черты варягов-русов, летописных основателей Руси.

Гены или дух

В большинстве стран знать формировалась из высших слоёв воинского сословия, и долгое время для неё оставалась обязательной военная служба, особенно в кавалерии. Это уже предполагало целенаправленный отбор. Преимущество имели более высокие, мускулистые, но не слишком массивные люди. Аристократы проводили время в воинских упражнениях, а на досуге охотились. Умение держаться верхом на коне требовало очень хорошей физической формы. Так что часть аристократических качеств, таких, как осанка и плавность движений – это, по сути, плоды спортивной подготовки.

Историк Игорь Суриков, описывая древнегреческих мужчин-аристократов в книге «Аристократия и Демос», обращает внимание на их внешнее отличие от «рядовых общинников»: «Стройные, подтянутые, мускулистые, с длинными, ниспадающими на плечи волосами, они должны были резко выделяться в толпе на улицах греческих городов».

С течением веков многие дворяне Европы из-за безделья утратили физическую форму, и их главным признаком стал «выпирающий живот». Но исконные аристократические качества всегда принадлежали «хозяевам жизни». Так, в XIX веке «мощный и ровный торс», по словам историка Жоржа Вигарелло, стал чертой набравшей силу буржуазии.

Интересную версию выдвинул в 1927 году философ Александр Салтыков в статье «Дух и тело». По его мнению, формирование типичной внешности «прусских юнкеров» или «английских баронов» объясняется усвоением определённых эстетических идеалов. Как считал Салтыков, эти идеалы, «превращаясь в течение ряда поколений в живые инстинкты, дают той или иной группе основное направление и настолько же окрашивают её душу, насколько формируют её тело и более того: дают ей физическую и духовную физиономию, дают выражение её лицу».

По мнению философа, правившие в Европе XIX века монархические династии (Габсбурги, Гогенцоллерны, Романовы) определяли облик своих подданных, вплоть до жестов, манер и даже черт лица. Салтыков называл это явление, свойственное в первую очередь аристократии, «физиономическим заражением».

«Настоящие принцессы»

Для женщин-аристократок были характерны несколько иные качества, чем для мужчин. Знатные люди древности могли брать в жёны самых красивых женщин по своему выбору. Например, японские аристократы в Средние века для сохранения высокого роста потомков женились на похищенных пиратами кореянках – так самураи стали отличаться от основной массы японцев.

Женщины знатных родов во все времена чурались физического труда, и их отличала особая изнеженность. Признаком аристократической красоты считалась бледность. Дворянки почти никогда не выходили из дома и не попадали под солнечные лучи. Загорелые же лица отличали крестьянок, работавших на улице. Этот признак интернационален – бледных красавиц ценили в Европе, их же можно увидеть в произведениях живописи Древнего Китая.

В дворянских популяциях закрепились определённые наследственные черты, например, тонкие щиколотки и удлинённые кисти рук. Крестьянку с такими признаками мало кто взял бы замуж – от неё требовалось много ходить и работать руками. А аристократке тонкая кость лишь придавала «лоску».

Остаётся добавить, что в XXI веке «благородная внешность» необязательно свидетельствует о реальном аристократическом происхождении. Она может быть результатом удачного сочетания генов и работы человека над собой.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий