Ученые обнаружили место самого мощного извержения в истории

ФОТО: FreepikУченые обнаружили место самого мощного извержения в истории

В мире насчитывается более 1 500 действующих вулканов, а ежегодно извергаются 50-60 из них. Правда, отучают ученые, это лишь те, сейсмическая детальность коры фиксируется, — большей частью вулканы «бурлят» глубоко в недрах Земли. Но в историческом прошлые планеты катастрофических извержений было куда больше. Взять, например, извержение вулкана Тоба на острове Суматра (Индонезия) 75 000 лет назад.

Извержение вулкана Тоба

Недавнее исследование вулканической активности в этом районе, опубликованное в Journal of Volcanology and Geothermal Research, предоставило ученым ценную информацию о геологическом прошлом региона. Сейсмическая съемка и анализ донных отложений позволили создать подробную картину событий, происходивших тысячи лет назад, когда в воздух было выброшено около 800 кубических километров вулканического пепла. В обозримом прошлом это было, по всей видимости, крупнейшее извержение на планете.

Не тот масштаб

Правда, как говорят ученые, несмотря на масштаб, катастрофическими это извержение не стало. Ранее считалось, что катаклизм якобы привел к массовому вымиранию людей палеолита, популяция которых сократилась всего до 10 000 человек. Но новые данные не подтверждают эту теорию. То есть, сам факт массового сокращения популяция Homo более чем в 10 раз никто не оспаривает, но вряд ли причиной этого было извержение индонезийского супервулкана.

Мощно, но не смертельно

Ученые провели детальный стратиграфический анализ, сопоставив сейсмическую активность вокруг кальдеры с данными о составе донных отложений, взятых в различных точках. Результаты исследования показали, что отложения на дне океана и близлежащих островах имеют одинаковое происхождение. Это означает, что они образовались в результате одного и того же события — извержения вулкана Тоба.

То есть масштаб извержения был действительно грандиозным, но едва ли выброшенные в атмосферу клубы пыли «дотянулись» до Африки и других удаленных регионов планеты. В местных отложениях также не обнаружено следов массового вымирания или перерыва в деятельности людей. Ученые объясняют это высокой усидчивостью «экономики охотников-собирателей», позволившей им довольно быстро адаптироваться к новым условиям и сокращению разнообразия флоры и фауны.

Крупнейшее в голоцене

Впрочем, Тоба извергался не единожды. Анализ проб позволил сделать вывод о том, что 7 300 лет назад вулкан выбросил в атмосферу от 332 до 427 кубических километров пепла и других продуктов извержения. Эти продукты покрыли площадь более 4500 квадратных километров вокруг эпицентра. Извержение сопровождалось обрушением подводной кальдеры. И эта катастрофа опять претендует на рекорд, как крупнейшее, произошедшее в голоцене — современной геологической эпохе, сменившей плейстоцен примерно 11 700 лет назад.