Самый нелепый самолет в СССР: что было не так с «Истребителем Сталина»

airwar.ruСамый нелепый самолет в СССР: что было не так с «Истребителем Сталина»

В середине 1930-х годов Советский Союз мог похвастаться своей военной авиацией, которая была одной из лучших в мире. В то время большинство стран не ставило своей задачей развитие военного самолетостроения. Англия и Франция использовали устаревшие модификации летательных аппаратов времен Первой Мировой, в то время как Советский Союз продолжал инновационные исследования. Однако ближе к началу Второй Мировой в СССР началось отставание, особенно это было заметно в разработке истребителей.

Ликвидация отставания

Было очевидно, что ситуация требует скорейшего решения. Однако, реформа советского военного самолетостроения не была хорошо продумана. Изначально ликвидировали конструкторское бюро опытного и талантливого инженера Поликарпова, а потом создали несколько новых организации. Проекты, разрабатываемые старыми инженерами, тоже перешли к новым разработчикам.

Александр Сильванский

Одно из новых бюро возглавил Александр Васильевич Сильванский. До этого назначения его рабочая биография была не слишком примечательной — он работал инженером по снабжению. Тем не менее, ему был поручен авиазавод №153 в Новосибирске, который производил поликарповский И-16. Сильванский получил в свое распоряжение проект Поликарпова — И-220 с мотором М-88. На проект возлагали большие надежды, в прессе его часто называли не иначе как «Истребитель Сталина».

Штат подчиненных Сильванского состоял из опытных инженеров, которые уже были задействованы в разработке неплохих истребителей. Сам он был человеком пробивным, умел договариваться и настаивать на своем. Казалось, что ничто не предвещает беды.

Однако немногим позже подчиненные главного инженера осознали, что их шеф абсолютно ничего не знает о самолетостроении.

Изначально истребитель Поликарпова предполагалось создать на базе двигателя М-58. Однако, разработка данного двигателя так и не была завершена. В результате, на истребитель был установлен двигатель М-88, который являлся лицензионной версией французского Gnome et Rhône 14K Mistral Major. Он уже был поставлен был на некоторые другие машины, такие как бомбардировщики ДБ-3 и Су-2, а также на опытные истребители И-190 и И-180. Но из-за различий в размерах и весе нового двигателя, пришлось вносить много изменений в исходную конструкцию И-220. У самолета было великое множество недоработок и проблем, но он был допущен до испытаний.

Испытания И-220

Вопреки всему, самолет был построен и выведен на испытания.  Первая проблема была обнаружена сразу же — винт оказался слишком большим и цеплялся за землю.

Выход из ситуации был найден самим главным инженером — он решил укоротить винт с помощью обычной ножовки. Новые испытания были назначены на январь 40-ого года: самолет был выкрашен в политически выгодный красный цвет, а честь пилотировать его выпала выдающемуся летчику Уляхину.

У испытателя с трудом и не с первой попытки получилось поднять машину в воздух. «Истребитель Сталина», на который возлагали такие большие надежды, пролетел около двухсот метров на низкой скорости, после чего без всякого триумфа приземлился. Известно, что летчик-испытатель нецензурно отозвался о машине.

После этого было решено отправить самолет в музей, как яркий пример того, как делать нельзя, а инженера посадить за вредительство. Впрочем, последнему так и не суждено было свершиться. И Сильванский тихо дожил свой век, работая на вторых ролях у Королева. Тот факт, что он не сел за то, что потратил многие миллионы рублей на бесполезный истребитель, можно объяснить или исключительной удачей, или тем, что он приходился зятем самому Кагановичу.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий