Единственный пятибашенный советский танк: что было не так с Т-35

Единственный пятибашенный советский танк: что было не так с Т-35

Медаль «За отвагу» пришла в российскую наградную систему из советских времен. Она почти не изменилась — разве что размер самой медали стал чуть меньше. Тем не менее на ней вполне отчетливо можно рассмотреть изображение летящего самолета и расположенного ниже — под ним — танка.

Не просто так

Интересно, что это изображения не абстрактного самолета и танка. Речь идет о вполне конкретных советских экземплярах: истребителе И-16 и танке Т-35. Создававший эскиз художник Дмитриев разместил на награде самые современные на тот момент (конец 1930-х) образцы техники. Первый советский моноплан с убирающимися стойками передних шасси и самый большой и грозный многобашенный советский танк. За размеры и внешний вид в армии его даже прозвали «сухопутным крейсером».

Тихоходный крейсер

С крейсером танк сравнивали в основном за то, что он обладал вооружением, размещенным аж в пяти башнях. Это была основная пушка — 76,2 мм, две дополнительных автоматических пушки — 45 мм и шесть пулеметов ДТ — 7,62 мм. По идее конструкторов, такая махина должна была перемещаться по полю боя, создавая вокруг себя шквал огня по всем направлениям, но все оказалось несколько сложнее.

Многобашенная конструкция на деле оказалась неэффективной, так как командир попросту не мог управлять всеми пятью башнями одновременно. Ну а громоздкий силуэт делал Т-35 прекрасной мишенью. Броня же танка была совсем не так хороша, как хотелось бы, а скорость не превышала 8-10 км/ч. При этом установленный на 50-тонной машине двигатель даже при такой скорости работал на пределе, что существенно сокращало его ресурс.

Немецкий след

Интересно, что в истории разработки Т-35 присутствует явный немецкий след, что позволяет считать этот образец не совсем советским. Дело в том, что в 1930-х, когда отношения между СССР и Германией были еще вполне дружелюбными, советским конструкторам помогали их немецкие коллеги — группа инженеров под руководством Эдварда Гротте. Результатом совместного «творчества» стал средний танк ТГ (Танк Гротте).

Внешне он мало походил на Т-35. Да и вообще не пошел в серию. Но ряд решений, использованных Гротте, были признаны перспективными. Потому группа была расформирована, а из советских инженеров, работавших с немцами, сформировали отдельное КБ, которому и была поставлена задача по разработке собственного среднего «35-тонного танка прорыва типа ТГ», который и получил название Т-35.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий