Лучший бой «Тюленя»: какой рекорд русских подводников не могут пробить уже больше века

Лучший бой "Тюленя": какой рекорд русских подводников не могут пробить уже больше века

В истории России много славных страниц, некоторые из которых начинают забываться. Пример тому – подводная лодка «Тюлень», которой до сих пор принадлежит рекорд по числу побед. Сегодня её подвиги известны ограниченному кругу лиц. До 1915 года субмарина бороздила морские глубины под командованием старшего лейтенанта Петра Сергеевича Бачманова, а с 1916 года – старшего лейтенанта Михаила Александровича Китицина.

На достигнутом не останавливаемся

«Тюлень» относится к классу подводных лодок «Морж», который был разработан талантливым корабельным инженером Иваном Григорьевичем Бубновым. Судно начали строить в 1911 году, спустя два года его спустили на воду, а во флотилию Черноморского флота оно поступило в 1915 году.

Её вооружение – два торпедных аппарата и два артиллерийских орудия. Дизельные моторы, произведённые в Коломне, а также два электромотора обеспечивали запас хода на 4800 километров. По тем временам, вполне приличная «начинка».

Собственно, история «Тюленя» в Черноморском флоте и начинается с побед. В начале лета 1915 года в районе пролива Босфор судно-ловушка «Дэре» после обстрела с отечественной подлодки было вынуждено выбросится на берег. Спустя несколько дней подводники торпедировал немецкий крейсер «Бреслау». В конце июня «Тюлень», находясь в надводном положении, заставил выбросится на берег трёхмачтовый парусник и несколько шхун с углем, а у острова Кефкен потопил грузовой парусник.

Послужной список у субмарины внушительный. Но самым знаменитым и героическим сражением считается бой с транспортным пароходом «Родосто» на маршруте Стамбул – Зонгулдак. Его уникальность заключается ещё и в том, что оно проходило в надводном положении.

Противостояние века

Около 10 часов вечера 28 сентября 1916 года наблюдатель «Тюленя» заметил крупный корабль, шедший под турецким флагом. Ему-то и суждено было стать очередным трофеем русской подлодки. Пароход «Родосто» после первых попаданий не сдался, а принял бой.

Офицеры «Родосто» изначально приняли подлодку за эсминец, а поэтому неправильно рассчитывали расстояние перед выпуском снарядов. Русские же моряки всё делали правильно. За час, что длился бой, они выпустили по противнику 46 снарядов, из которых цели достигли 30.

На «Родосто» начался пожар, который турки самоотверженно пытались потушить. Этим воспользовался Китицин, который подошёл практически в упор и расстрелял котёл парохода.

После выведения двигателя из строя, капитан и офицеры «Родосто» на шлюпке сбежали на берег. Моряки же «Тюленя» чудом смогли доставить повреждённый трофей в Севастополь. За годы Первой мировой войны «Тюлень» пустил на дно пять турецких пароходов, более 30 парусников и угольных шхун, захватил три вражеских судна.

Правда, дальнейшая судьбы подлодки оказалась не такой успешной. Германские войска в 1918 году её разграбили, в 1924 году передислоцировали в Тунис, а в 1930 году распилили на металлолом.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий