Ученые нашли главную причину женской никотиновой зависимости

Исследователи из Университета Кентукки, США, сделали неожиданное открытие: женщины, попробовав сигареты, чаще становятся зависимыми от них, чем мужчины. На это влияет половой гормон эстроген. Оказывается, что женщины более склонны к развитию никотиновой зависимости — виной всему этот гормон Unsplash Эстроген — это гормон, который вырабатывается у женщин в яичниках. У мужчин также присутствуют эстрогены и производятся в яичках и коре надпочечников, а также могут образовываться из тестостерона в периферических тканях. Однако у них уровень этого гормона значительно ниже, чем у женщин.

По данным Росстата, в России среди мужчин курильщиков почти в четыре раза больше, чем среди женщин — 40% против 8%. Но несмотря на это, результаты нового исследования показывают, что женщины становятся зависимыми от никотина после меньшего его воздействия, чем мужчины, и им намного сложнее отказаться от курения.

Почему женщинам сложнее бросить курить

В ходе исследования ученые проанализировали огромные генетические базы данных, чтобы найти гены, на которые влияет эстроген и которые управляют системой вознаграждения мозга лиц с никотиновой зависимостью. И только один тип гена соответствовал их критериям — тот, что вырабатывает белки под названием ольфактомедины.

Тлеющая сигарета Unsplash

Следом они провели серию экспериментов с клетками матки человека и крыс, чтобы лучше понять взаимодействие между ольфактомединами, эстрогеном и никотином. Результаты показали, что при попадании никотина в организм эстроген стимулирует выработку ольфактомединов. А они, в свою очередь, активируют области мозга, играющих ключевую роль в нейронной системы поощрения и формировании зависимостей.

С чем же связаны гендерные различия никотиновой зависимости, если и у мужчин, и у женщин производятся эстрогены? Дело в том, что у женщин выработка этого гормона находится на гораздо более высоком уровне, который колеблется примерно каждые 28 дней на разных этапах менструального цикла (он достигает пика во время овуляции, когда яйцеклетка выходит из фолликула яичника). В больших количествах он может сделать мозг более чувствительным к воздействию никотина, и, следовательно, практически сразу сделать человека зависимым от него.

Как показывают другие исследования, мужчины чаще пробуют курить, что отчасти объясняет, почему курящих мужского пола гораздо больше, чем женского. Курящий мужчина Unsplash Вас могут заинтересовать эти материалы:

Курение способствует увеличению висцерального жира в области живота

Кофе может заменить никотин и помочь отказаться от табака

Никотин vs алкоголь: что опаснее для здоровья

Сейчас авторы этой работы проводят дополнительные исследования, чтобы подтвердить свои доводы. В дальнейшем их открытие может помочь разработать препараты, нацеленные на ольфактомедины и блокирующие их действие, чтобы помочь людям быстрее и легче побороть никотиновую зависимость.