Астрофизики с помощью детектора DESI ищут темную энергию

В научную коллаборацию DESI входят 800 астрофизиков из многих стран. DESI ставит перед собой амбициозную цель: обнаружить и исследовать темную энергию. Работа еще закончена, но основная теория расширения Вселенной уже поставлена под сомнение. Обработаны первые данные детектора темной энергии DESI Спектроскопический прибор для изучения темной энергии (DESI) в Национальной обсерватории Китт-Пик в Аризоне создал самую большую на сегодняшний день 3D-карту нашей Вселенной. Marilyn Sargent/The Regents of the University of California, Lawrence Berkeley National Laboratory Понимание того, как развивалась Вселенная, связано с одной из величайших загадок физики: темной энергией, которая, по современным представлениям, является движущей силой ускоренного расширения Вселенной.

Спектроскопический инструмент темной энергии (DESI — Dark Energy Spectroscopic Instrument’s) позволяет исследователям заглянуть в прошлое на 11 миллиардов лет. DESI — это уникальный инструмент. Но находится на телескопе Мэйолл в Национальной обсерватории Китт-Пик недалеко от Тусона, штат Аризона.

DESI имеет оптику, которая увеличивает поле зрения телескопа, и включает в себя 5000 оптических волокон с роботизированным управлением. Это позволяет собрать спектроскопические данные от объектов в поле зрения телескопа и определить трехмерное положения галактик и квазаров во Вселенной.

DESI в настоящее время находится в середине пятилетнего проекта по измерению 40 миллионов галактик и квазаров и созданию самой большой трехмерной карты космоса, с самыми точными измерениями. Инструмент начал свои исследования в 2021 году. Теперь исследователи объявили о своем анализе собранных данных за первый год, включая измерения скорости расширения и состава Вселенной.

Земля находится в центре этого тонкого среза 3D-карты Вселенной, созданной DESI. Увеличение показывает распределение галактик и пустот. Земля находится в центре этого тонкого среза 3D-карты Вселенной, созданной DESI. Увеличение показывает распределение галактик и пустот.laire Lamman/DESI collaboration; custom colormap package by cmastro

Как пишет журнал Quanta, DESI создан для измерения барионных акустических колебаний (БAO) — огромных пузырей, в которых находились первые галактики, образовавшихся вскоре после Большого взрыва — размер этих пузырей всегда один и тот же, поэтому их можно использовать как стандартную измерительную линейку.

Что увидел DESI

Прибор DESI оснащен тысячами роботизированных волокон, что значительно ускоряет сбор данных. Прибор DESI оснащен тысячами роботизированных волокон, что значительно ускоряет сбор данных.Marilyn Sargent/The Regents of the University of California, Lawrence Berkeley National Laboratory

За первый год работы DESI собрал данные 5,7 миллиона галактик и квазаров, чтобы измерить размер БАО и оценить, насколько быстро расширяется Вселенная и какая космологическая модель ближе к истинному положению дел.

DESI попытается выяснить, имеет ли темная энергия постоянное значение повсюду во Вселенной (известное как космологическая постоянная) или ее свойства различаются во времени и пространстве. Хотя измерения БAO, проведенные DESI за первый год, совместимы с космологической постоянной, они ближе к модели, которая предполагает, что темная энергия меняется во времени и пространстве.

Темная энергия widget-interest

Как темная энергия заставляет Вселенную ускоренно расширяться

Что показали первые снимки телескопа Euclid, изучающего темную материю и темную энергию

Астрофизик утверждает, что Вселенной 27 миллиардов лет, и она в 2 раза старше, чем принято считать

Астрофизик Рочестерского университета Сегев Бен Цви говорит: «доказательства в пользу меняющейся темной энергии очень интересные, но то, что мы заметили, может быть и случайными колебаниями. Мы не можем быть уверены, пока не посмотрим следующую порцию данных. По текущим оценкам, следующий релиз мы выпустим в конце 2025 года».