Ученые рассказали, когда на Земле начался круговорот воды в природе

ФОТО: Racool_studio/FreepikУченые рассказали, когда на Земле начался круговорот воды в природе

Круговорот воды в природе — один из основополагающих процессов на планете. Без него не могла бы возникнуть жизнь в том понимании, как мы ее знаем, и огромное биоразнообразие. Международная группа планетологов во главе со специалистами Университета Кэртина (Австралия) сумела установить, когда на Земле начался этот процесс.

4 миллиарда лет назад

Ученые обнаружили новые ископаемые свидетельства, указывающие на то, что круговорот воды между гидросферой и литосферой Земли — водной и твердой оболочками, соответственно — начался уже более 4 миллиардов лет назад. Согласно найденным учеными свидетельствам, это событие впервые произошло на сотни миллионов лет раньше, чем предполагали многие другие исследователи.

Вода из гидросферы

Выводы ученых основаны на результатах изучения образцов пород первичной коры Земли, обнаруженных в регионе Джек-Хиллс на западе Австралии. На начальном этапе формирования Земли эта часть континента отличалась интенсивной вулканической активностью. Исследователи изучили самые древние породы региона, которым более 4 миллиардов лет. Оказалось, что они содержат довольно много воды.

Анализ химического и изотопного состава кристаллов, образующихся в лаве после ее извержения на поверхность планеты, показал, что они содержат следы воды, которая попала в них из гидросферы Земли, а не из раскаленных недр планеты. Это означает, что вода уже циркулировала между поверхностью планеты и ее внутренними частями более 4 миллиардов лет назад.

Огромное значение

По словам руководителя исследования, старшего научного сотрудника Университета Кэртина Хьюго Олирук, открытие имеет важнейшее значение для понимания становления Земли как планеты и изучения эволюции жизни. Оно показывает, что все условия, необходимые для возникновения жизни, включая круговорот воды, могли сформироваться на нашей планете за очень короткий период времени — уже через 600 миллионов лет после образования.