ФОТО: kjpargeter/FreepikАстрономы выяснили, что 2 миллиона лет назад Солнечная система прошла через облако газа

Астрономы из США нашли доказательства того, что наши далекие предки подверглись массированной бомбардировке космических лучей. Все случилось около 2 миллионов лет назад, когда Солнечная система прошла сквозь плотное облако холодного межзвездного газа. Это событие, по мнению ученых, могло иметь далеко идущие последствия для климата Земли.

Влияние межзвездной среды

Как рассказал один из авторов исследования, профессор Гарвардского университета Абрахам Лоеб, обычно межзвездная среда за пределами Солнечной системы практически не оказывает влияние на земные процессы. Однако исследователи предполагают, что конкретно это прохождение сквозь плотное газовое облако могло привести к значительному увеличению потока космических лучей и атомов водорода, бомбардировавших Землю около 2 миллионов лет назад.

Внутри Местного пузыря

Не секрет, что Солнечная система, как и окружающие звезды, движется вокруг центра Галактики. В настоящее время она находится в относительно разреженной области пространства. которая называется Местным пузырем. но так было не всегда.

Астрономы просчитали траектории нашей планетной системы и галактических газопылевых образований и обнаружили, что одно из них, названное Местным холодным облаком Рыси (LLCC), в прошлом находилось на пути Солнечной системы. Около 2 миллионов лет назад наша звездная система, вероятнее всего, пролетела через хвост этого облака.

Последствия прохождения через LLCC

Расчеты на компьютерной модели показывают, что при этом гелиосфера — пузырь солнечной плазмы, окружающий Солнечную систему — должна была значительно сократиться. Если обычно ее размер составляет 130 астрономических единиц — средних расстояний между Солнцем и Землей — то в момент прохождения LLCC он мог уменьшиться всего до 0,22 астрономических единиц.

Земля под ударом

То есть на какое-то время Земля и другие планеты лишились защиты гелиосферы, став беззащитными перед потоком космических лучей и молекул водорода из межзвездной среды, которые обычно отражаются солнечным магнитным полем. По мнению исследователей, бомбардировка Земли этими частицами и молекулами могла оказать существенное влияние на ход эволюции наших предков, а также на климат планеты и соотношение изотопов некоторых элементов.

В частности, данная теория объясняет избыток на Земле железа-60 и плутония-244, происхождение которых ранее связывали со взрывами близлежащих сверхновых. Прохождение же сквозь облако LLCC представляется более правдоподобным объяснением этих изотопных аномалий.