кадр из фильмаЗасекреченный факт биографии Шукшина: чем он промышлял в 1946 году
Кажется, Василий Шукшин умер совсем недавно и о его жизни мы знаем все. Но не тут-то было. Биография алтайского самородка полна белых пятен. Тем более, что сам он при жизни не стремился их развенчивать, а наоборот, порождал вокруг себя еще больше мифов.
Сын «врага народа»
Рассказывают, что Василий Макарович стыдился своего прошлого — и из-за деревенского происхождения, и из-за ареста отца в 1933 году. Тот был расстрелян за «антиколхозный заговор» в рамках так называемого Сростинского дела, после чего Шукшин некоторое время носил фамилию матери — Попов, а местные активисты даже хотели выселить семью из дома.
Ходили слухи, что виной всему был донос односельчанина, который был влюблен в мать Шукшина и таким образом избавился от конкурента. Но, по-видимому, если верить документам, все гораздо страшнее и прозаичнее — дело об антисоветском заговоре в селе было сфабриковано местными правоохранителями, в результате чего под арест попало почти все мужское население — более 80 человек.
Бывший бандит
Источником еще одного распространенного мифа является филолог из Казани, профессор Борис Никитчанов. Он рассказывал, что в 1946 году встретил Шукшина на местном рынке в составе воровской шайки. Якобы, сам молодой человек тогда ему признался: «Когда-нибудь я буду известным писателем, запомни мою фамилию — Шукшин!». Самое интересное, что легенда появилась вскоре после выхода картины «Калина красная». Никитчанов вспоминал, что в беседе Шукшин рассказал о своем желании «узнать эту сторону жизни», чтобы в последствии написать о ней.
Тогда же распространились слухи, что в биографии Шукшина действительно есть пропуск в несколько месяцев, а то и полгода — якобы в это время, в 1946 году, он и был в бандитской шайке в Казани. Но если обратиться к документам, становится ясно, что в 1946 году Шукшин еще учился в Бийском автомобильном техникуме, который бросил годом позже.
Деревенское происхождение
Стоит упомянуть и еще один миф — о неотесанности, Василия Макаровича. В одном из интервью он упомянул, скорее в шутку, что не читал даже Льва Толстого, а, подавая документы во ВГИК, с трудом представлял, где ему предстоит учиться. Вот только на поверку и это оказывается неправдой. Институтские документы подтверждают, что абитуриент Шукшин все экзамены сдал на «хорошо» и «отлично». В частности, сочинение по творчеству Маяковского написал на «четверку», в то время как поступавший с ним же Андрей Тарковский — только на «три».
Так что начитанности и образованности алтайского паренька можно только удивляться.
Источник