«Воробушек с комплексом Наполеона»: каким на самом деле был нарком Ежов
Ежова называют «кровавым карликом» и считают самым жестоким наркомом СССР. По разным оценкам, число жертв Большого террора, одним из главных организаторов которого и был нарком, превышает полмиллиона человек, приговоренных к высшей мере наказания. А тех, кто отправился в тюрьмы и лагеря — в два-три раза больше. Но каким был Ежов в личном общении?
«Продукт» эпохи
Многие историки сходятся во мнении, что Ежов стал типичным «продуктом» эпохи, не будучи от природы жестоким человеком. И действительно, образ улыбающегося наркома на фотографиях никак не вяжется с теми делами, которые он творил. Впрочем, может он просто позировал? Те, кто близко знал Ежова, утверждали, что нет. По словам писателя Льва Разгона, он действительно был таким — слегка застенчивым, тихим, немногословным. Даже на сталинских застольях пил Ежов мало и в разговоры не встревал, предпочитая слушать.
Комплекс Наполеона
Историк Никита Петров считает, что Ежов при своем маленьком росте — 151 см — был жертвой комплекса Наполеона: непомерно честолюбивым, агрессивным и болезненно стремящимся к власти. При этом его исполнительность и услужливость в плане достижения поставленных целей порой не имели границ. Именно благодаря этим качествам он и сумел сделать блестящую карьеру. Ведь никакими иными выдающимися достоинствами Ежов не обладал. А уж что касается его недостатков…
Теряя облик коммуниста и человека
Даже Сталин иногда жаловался на то, что не может застать Ежова на рабочем месте. Скорее всего, тот в это время отлеживался у себя дома — пьяный или похмельный. Ежов не скрывал своего пристрастия к алкоголю, но старался напиваться в одиночестве или в компании близких друзей. При этом, по словам последних, «терял облик не только коммуниста, но и человека».
Причем только алкоголизмом пороки Ежова не исчерпывались. Он был, что называется, охоч до слабого пола, буквально волочился за каждой юбкой, а обязательными гостями каждой попойки — были проститутки. Причем, если верить признательным показаниями самого Ежова (правда, данным им под пытками) в молодости он «баловался» и мужеложством.
Тихий воробушек
Впрочем, например, Софья Москвина — жена одного из работников ЦК ВКП(б) — называла Ежова «тихим воробушком» и даже частенько подкармливала его домашними обедами. Похоже на то, что трезвым и в малознакомой компании нарком был скромным и молчаливым, а вот напиваясь с близкими друзьями, становился настоящей сволочью…
Источник