Шаропоезд: на что был способен советский «Сапсан», созданный в 1929 году
В 20-30-е годы прошлого века в СССР рождалось много смелых и амбициозных проектов. Какие-то показывали себя хорошо на испытаниях и реализовывались, какие-то признавались неперспективными и «зарезались». Одним из таких стал ШЭЛТ — шароэлектролотковый транспорт — или шаропоезд.
Гений Ярмольчука
Ряд изобретений Николая Ярмольчука и сегодня используется в сфере железнодорожного и авиационного транспорта. Это лотковый путь для поездов на воздушной подушке, резиновое покрытие колес у поездов метро, аэродинамические тормоза для самолетов. На самом деле все вышеперечисленное было частью большого проекта, который молодой гений разработал в 1932-1933 годах. Речь о шаропоезде.
Шаропоезд
Гениальная идея посетила Ярмольчука еще в 1929 году. Именно тогда в основном проект уже был готов. Конструкция представляла собой поезд и вагоны на двух шарообразных колесах, которые бы устанавливались спереди и сзади. Внутри колес на подвесе ниже оси размещались вращавшие их электродвигатели. Ну а сам состав перемещался по вогнутому лоткообразному пути, кривизна которого соответствовала радиусу колес.
Достоинства конструкции
Преимущества шаропоезда были налицо. По расчетам состав мог развивать скорость до 300 км/ч и перевозить свыше сотни пассажиров. За счет шарообразных колес поезд бы самоориентировался в желобе. А расположенный ниже оси электродвигатель — смещал центр тяжести и придавал составу дополнительную устойчивость. Шаропоезд оказался бы быстрее любых поездов того времени и более грузоподъемным, чем существовавшие самолеты.
Проблемы проекта
В начале 1930-х проект Ярмольчука получил государственную поддержку. Был создан экспериментальный образец в пять раз меньшего размера, показавший себя довольно хорошо. Летом 1933 года начались работы по реализации полноразмерного проекта, но дальше чертежей дело не пошло. Специально созданная комиссия подробно изучила идею шаропоезда и результаты испытаний и выявила ряд неустранимых проблем. Эксплуатировать шаропоезд в условиях зимы, снега и наледи на дороге было бы невозможно. Да и экономически он себя не оправдывал, ведь всю советскую промышленность пришлось бы переориентировать на выпуск бетонных желобов, чтобы построить дороги для шаропоезда.
В 1960-х Ярмольчук пытался возродить интерес к проекту, но успеха не добился. В настоящее время от проекта сохранилось лишь несколько музейных экспонатов, кинохроника испытаний и литература 1930-х годов.
Источник