Табу на балалайки: почему в США запретили главный музыкальный инструмент русских
В том, что санкции введенные США против России давно перешли все разумные пределы, нет ничего нового. Удивляет другое. Оказывается со времен Франклина Рузвельта, в США существует запрет на производство балалаек. Это не шутка. Во время своего второго президентского срока Барак Обама продлил этот запрет до 2020 года.
Секретное оружие Советов
Сложно сказать чем руководствовался Франклин Рузвельт запрещая в 1940 году накануне Второй Мировой войны промышленное производство в стране балалаек. Тем не менее, факт остается фактом. Введенный на десять лет запрет впоследствии, раз за разом неоднократно продлевался. Самое интересное, что собственно играть на балалайке в США можно, не возбраняется и вырезать ее своими руками, но вот производить на фабриках и продавать в магазинах нельзя. Впрочем, объяснение данного запрета, озвученное властями США в середине прошлого века, и вовсе обескураживает. Оказывается балалайка – музыкальный инструмент, который «позволяет глумиться над властью». При этом авторы запрета почему-то не объяснили, каким образом собственно это оскорбление властей происходит. Но самое невероятное состоит в том, что в царской России также не поощрялась игра на балалайке и еще целом перечне музыкальных инструментов, которые считались неблагонадежными с точки зрения церкви и официальных властей.
Музыка языческих богов
Оказывается все дело в христианских традициях существующих, как на Западе, так и в России. При всех своих внешних противоречиях христианские течения одинаково нетерпимо относятся к своим языческим предшественникам и всему, что с ними связано. Музыкальные инструменты не исключение. Дело в том, что очень долго адепты церкви не признавали никакой иной музыки кроме колокольного звона. Духовые и струнные, особенно щипковые музыкальные инструменты считались пережитком языческих времен. Своя доля правды в этом есть.
Дело в том, что на Руси за многими дохристианскими богами был закреплен тот или иной музыкальный инструмент: дудочка, рожок или гусли. В основном такими богами являлись покровители ветров, вьюг, гроз, а также плодородия и времен года. При этом языческая Русь была не единственной странной с музыкальными богами. Греки считали, что первую лиру создал Гермес, прикрепив струны к панцирю черепахи. Ненавидимого христианами Пана – покровителя лесов и пастухов в европейской мифологии всегда изображали с флейтой. Ну, а уж гусли-самогуды, домры, балалайки и вовсе являлись излюбленными музыкальными инструментами русского фольклора. Именно под их звуки наши предки творили свои религиозные и магические обряды.
«Гудебные сосуды» — в печь!
Не удивительно, что в то время, как простой народ тянулся к своим исконным музыкальным инструментам, церковь, надавливая на власть, пыталась извести их на корню. В серединеXVII века в России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны ремесленники, создатели музыкальных инструментов имели свои слободы, а с другой стороны их продукция тут же изымалась и уничтожалась. Особые гонения были развязаны против балалаек, гуслей, свирелей и трещеток при участии которых якобы происходили «бесовские игры».
Об этом факте российской истории в своих записях подробно рассказал европейский путешественник Адам Олеарий: «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Не удивительно, что вскоре услышать веселую славянскую музыку можно было лишь полулегально по большим праздникам и только на ярмарках. Реабилитация русских музыкальных инструментов произошла лишь после прихода Советской власти. При этом в США и странах Европы игра на них не приветствуется до сих пор.
Источник