«Пираты ХХ века»: какое советское судно захватили флибустьеры в реальной жизни

Новости

х/ф Пираты ХХ века«Пираты ХХ века»: какое советское судно захватили флибустьеры в реальной жизни

Когда речь идёт о пиратах, возникают ассоциации с морскими разбойниками эпохи освоения Америки: корсарами, флибустьерами, приватирами, которые под всеми парусами нападали на галеоны, везущие из ограбленных колоний золото и пряности. Пираты крупного масштаба редко были независимыми от инструкций: чаще всего они действовали под неофициальным прикрытием своего государства, которое таким образом старалось ущемить конкурентов по торговле или колонизации. В ответ на претензии потерпевших представители государств разводили руками: «Это не мы! Это бандиты без роду-племени!» А тем временем наиболее успешных пиратов награждали титулами и должностями. Примерами служат такие знаменитости, как сэр Фрэнсис Дрейк и Оливье Левассёр, губернатор острова Тортуга.

С тех времён прошли века, но пираты активно действуют до сих пор, причём они ещё более, чем раньше, зависимы от официальных властей: ведь неосвоенных земель для их баз уже не осталось. Тема пиратства новой эпохи и послужила основой для сценария фильма «Пираты ХХ века».

Новый жанр в советском кинематографическом искусстве

В конце 1970-х годов режиссёр Станислав Говорухин задумал снять приключенческий фильм на тему современного пиратства. Требовался достаточно правдоподобный и интересный сюжет, обязательно с благополучным финалом. Поскольку Говорухин был занят на других съёмках, для «Пиратов» он пригласил своего друга, режиссёра Бориса Дурова, а сам написал для фильма сценарий, опираясь на реальные события 1950-1970-х годов.

В фильме была использована такая эффектная новинка, как карате: прежде это был запретный в стране вид боевых искусств. Фильм получился необычный для советской кинематографии и пользовался огромным успехом.

По сюжету советский грузовой теплоход «Нежин» швартуется на Филиппинах, где получает большой груз опия для фармацевтической промышленности СССР. В океане судно подвергается коварному нападению корсаров. Груз захвачен, команда заперта в трюме, а корабль заминирован с целью уничтожения всех следов преступления. Но мужественные советские моряки сумели освободиться и спастись на шлюпке под прикрытием горящего корабля. Затем события развиваются на острове, который оказался пиратской базой. Члены экипажа «Нежина», действуя вместе и поодиночке, добиваются крушения пиратского корабля, а сами уходят в море на вельботе.

Откуда возник сюжет фильма

После Второй мировой войны пиратство стало настоящим бичом мирного мореплавания.

Правительство Тайваня, пользуясь покровительством США, только за пять лет ограбило 43 британских, 14 панамских, 2 польских и 2 греческих судна – всего порядка 110 торговых и грузовых судов.

Один из самых известных случаев произошёл в 1970-х годах, когда флибустьеры напали на итальянское судно, шедшее с грузом урановой руды. 200 тонн груза было перегружено на корабль атакующих, а все члены экипажа убиты.

В официальной прессе СССР не публиковалась информация о том, что и советские корабли подвергались атакам – совершались нападения на танкеры и торговые суда. Дипломаты месяцами пытались вызволить моряков из такого «неофициального» плена. В 1954 году произошёл захват танкера «Туапсе», который шёл в Китай с грузом реактивного топлива. Советские моряки подверглись пыткам: их морили голодом, избивали, не давали спать – так от них добивались согласия работать на американскую антисоветскую пропаганду. У СССР не было с Тайванем дипломатических отношений, переговоры велись через Францию. Подавались ноты американскому правительству, ибо всем было понятно, кто являлся заказчиком захвата советского судна. Из 49 моряков только 29 выдержали все мучения и вернулись домой как герои – спустя 13 месяцев. Из числа остальных один покончил с собой, двое умерли на Тайване, один сошёл с ума, находясь в США.

Как наказали пиратов

Требовалось прекратить эти нападения на суда советского флота. После тщательной подготовки была проведена блестящая спецоперация.

Большой десантный корабль замаскировали под торговый теплоход: нарастили фальшборт, изменили форму надстроек, перекрасили. Сделали информационный вброс, запустив по дипломатическим каналам и торговым представительствам сообщение, что данный теплоход идёт с грузом золотых слитков и пятью тоннами индийского опия-сырца для советской фармацевтической промышленности (перекликается с сюжетом фильма). На самом деле на борту находилась прекрасно вооружённая и обученная рота морских пехотинцев.

В районе Малаккского пролива, когда теплоход шёл между многочисленными островами, на него вдруг со всех сторон ринулись десятки катеров с вооружёнными людьми. Но едва они приступили к абордажу «торговца», декоративные борта упали и пиратов встретили 300 морпехов с автоматами, гранатомётами и крупнокалиберными пулемётами. Сотни нападающих вместе с катерами были отправлены на дно. Среди наших потерь не было.

Из дипломатических соображений эта история не получила огласки, но нашла отражение в самом кассовом советском фильме. А грабежи советских судов прекратились.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий