Какие законы войны нарушали немцы при нападении на СССР
В Германии искренне полагали, что напасть на СССР и даже захватить – не проблема. Но вот закрепиться на захваченной территории будет явно непросто. Чтобы не потерять позиции, фашисты планировали истребить советское население, для чего требовалось нарушить многие правила и обычаи войны. Собственно, на это захватчики и пошли.
Уничтожай и властвуй
Неоправданную жестокость и насилие в Германии попытались оправдать, разработав доктрину «законности военного времени» (Kriegsgerichtsbarkeit). Данный документ фактически легализовывал преступления немцев против «славянских унтерменшей». Кроме того, они даже поощрялись. Это привело к тому, что считающиеся ранее аморальными на войне убийства гражданских лиц (а тем более, женщин и детей) перестали быть таковыми.
Нацисты признавались – убивали всех без разбора, и это многим доставляло удовольствие. Но для немцев, которые почувствовали безнаказанность, целью стало не столько уничтожение советского народа, сколько лишение жизни людей наиболее изощрёнными способами. Свои действия мучители объясняли ответными мерами – якобы с соотечественниками, попавшими в советский плен, обращались точно также. Но Иосиф Сталин всё-таки придерживался большинства установленных Женевской конвенцией норм в отношении пленных, и это при условии, что СССР документ к началу войны так и не ратифицировал.
Только факты
Показателен случай, который описал в 1942 году английский корреспондент Александр Верт. Он спросил захваченного в плен немецкого солдата: «Как вам не стыдно так зверски обращаться с пленными красноармейцами?», на что получил ответ: «На то они и русские…».
Но о поведении немцев в отношении пленных советских воинов нагляднее расскажет всё же статистика. За военные годы в фашистских лагерях погибло более 3,3 млн человек (из 5,75 млн пленных), то есть 57,3%. А смертность немецких пленных в СССР составила всего 14,9%.
Ещё одно подтверждение зверств нацистов – продолжительность Нюрнбергского процесса. Он длился больше 10 месяцев, за которые удалось обличить лишь небольшую часть преступлений гитлеровцев.