Хатынь: самое бесчеловечное преступление немцев на советской земле
В Хатыни, белорусской деревне, в марте 1943 года фашисты заживо сожгли и расстреляли 149 мирных жителей, большая часть из которых – дети. Спастись удалось только восьмерым. С тех пор это преступление считается самым бесчеловечным, совершëнным немцами на советской земле.
Как это было
Майор Эрих Кернер в своём рапорте об операции сообщал – накануне партизаны убили из засады трёх гитлеровцев, в том числе капитана и олимпийского чемпиона Ганса Вельке. Кернер также отмечал, что преследуемые партизаны оказала такое упорное сопротивление, что против них пришлось применять даже противотанковые пушки и минометы. В результате убиты были и «местные жители, часть которых погибла в огне».
Правда, очевидцы утверждали – события развивалась совершенно иным образом. Каратели просто окружили деревушку, согнали всех жителей в колхозный сарай, и, обложив его соломой и облив бензином, подожгли. Тех обречённых, которые пытались сбежать, расстреливали.
Спасшиеся чудом
Некоторым всë-таки удалось спастись. Среди них оказались девушки Мария Федорович и Юлия Климович. Они выбрались из пылающего сарая и добрались до соседней деревни Хворостени. Но Федорович и Климович вскоре погибли, так как близлежащий населённый пункт постигла та же участь, что и Хатынь.
А Володя и Софья Яскевичи спрятались в куче картофеля. Таким же образом удалось спастись от карателей и Саше Желобковичу.
В горящем сарае выжили 7-летний Витя Желобкович и 12-летний Антон Барановский. За мёртвого каратели приняли 56-летнего кузнеца Иосифа Каминского. Он пришёл в сознание ночью, когда нацисты покинули пепелище Хатыни. В начале расправы Каминский пытался спасти своего сына Адама. Он вытолкал его из сарая, а потом нашёл его живым в куче трупов. Мальчик вскоре умер, а перед смертью пытался выяснить – жива ли мать.
Жизнь после
Судьбы выживших сложились по-разному. Барановский, работавший в Оренбурге, в 1969 году погиб на пожаре. Его дом загорелся и мужчина скончался от отравления продуктами горения. Яскевич трудился на Минском автозаводе и умер в конце нулевых. Желобковича не стало в 1994 году. Он был профессиональным военным и дослужился до подполковника. Каминский скончался в 1973 году. До последних дней своей жизни он посещал мемориальный комплекс «Хатынь». А Софья Яскевич и Виктор Желобкович в настоящее время находятся на заслуженном отдыхе.
Источник