В России рассматривается возможность проведения пенсионной реформы с учетом уровня нуждаемости граждан при назначении пенсии, аналогично механизму назначения единого пособия. В Счетной палате отметили, что при определении пенсий не принимаются во внимание дополнительные доходы пенсионеров и наличие вторых жилых помещений. Этот подход классифицируется как устаревший, и аудиторы уверены, что необходимо внедрить адресный подход. По их мнению, это позволит более эффективно распределять государственные ресурсы и перераспределять бюджетные расходы в пользу наиболее нуждающихся пенсионеров.
В качестве примера в Счетной палате предлагают реформу детских пособий, где при назначении единого пособия учитываются уровень нуждаемости семьи и наличие имущества. В настоящее время критерий имущественного ценза для пенсионного обеспечения не применяется. Также не проводится анализ материального положения пенсионеров, и страховые пенсии по старости назначаются на общих основаниях, включая доплаты, например, для граждан с северным стажем или достигших 80 лет.
Представители Счетной палаты подчеркивают необходимость введения принципа адресности и добавления критерия нуждаемости для пенсионеров, а также учета других источников дохода, помимо пенсий и социальных выплат. В аудитории ссылаются на изменения в Конституции, утверждая, что предлагаемый подход с внедрением критерия нуждаемости соответствует основным нормам Конституции. Гражданам предоставляется гарантированная адресная поддержка, как отмечается в Счетной палате.
Методы применения предложенных мер в Счетной палате пока не раскрываются. Известно, что страховая пенсия по старости состоит из фиксированной и заработанной частей, рассчитываемой на основе пенсионных баллов. Убрать вторую часть невозможно, однако первую можно изменить. В настоящее время фиксированная выплата по пенсии составляет 8 134,88 рубля.