ФОТО: FreepikШкольную математику посчитали бесполезной в жизни
Лауреат Нобелевской премии по экономике Абхиджит Банерджи и его коллеги из Массачусетского технологического института и других научных центров США и Индии провели исследование, чтобы выяснить, как связаны между собой школьная арифметика и бытовые навыки счета. Результаты несколько обескуражили и заставили ученых по-новому взглянуть на процесс обучения.
Эксперимент с участием индийских подростков
Исследование проводилось на примере индийских подростков не старше шестнадцати лет, которые либо ходят в школу, либо работают на базарах Калькутты и Дели. Для участия были отобраны молодые продавцы, которые демонстрировали хорошие навыки устного счета при сложных торговых операциях.
Подросткам-продавцам предлагались арифметические задачи двух типов: абстрактные (в виде чисел и арифметических знаков) и конкретно-предметные (с участием продавцов, покупателей, денежных единиц и продуктов).
Результаты эксперимента
Оказалось, что подростки-продавцы лучше решают задачи конкретного типа, чем абстрактные. Разница в успешности и скорости их решения была заметной, хотя и не огромной. Те же задачи были предложены школьникам того же возраста, не имеющим опыта работы на рынке. Школьники, напротив, лучше справлялись с абстрактными задачами, чем подростки-продавцы. А вот с конкретными задачами, в которых фигурировали рупии, овощи и прочее, школьники справлялись заметно хуже.
Теория и практика
В целом, результаты исследования показали, что различия в правильных ответах обусловлены формой задачи: была ли она абстрактная или представлена в виде сцены из жизни. Исследователи также убедились, что другие факторы, такие как предполагаемое вознаграждение (или его отсутствие), уверенность в себе и прочее, не оказывают существенного влияния на результат.
Таким образом стало очевидно, что существует значительная разница между тем, как люди решают арифметические задачи в школе и в реальной жизни. Школьники лучше справляются с абстрактными задачами, в то время как подростки-продавцы с практическим опытом демонстрируют лучшие результаты в решении конкретно-предметных задач, имитирующих ситуации из реальной жизни.
Источник