Сегодня мы расскажем про одно старое убежище, построенное в 1950-х гг. под корпусом одной больницы, которое после распада СССР и списания стали использовать как архив, а впоследствии и вовсе перестали использовать даже в таком виде.
Ещё во время Великой Отечественной Войны города испытывали огромную нехватку защитных сооружений для населения, которые просто не успевали возводить в необходимом объёме. Уже тогда в системе местной противовоздушной обороны было принято решение о оборудовании спецподвалов, которые оснащали защитными и герметическими дверями, вентиляционными системами и нарами для укрытия людей, превращая их в убежища.
После окончания войны с появлением ядерного оружия, за строительство защитных сооружений взялись с новой силой. Так с середины 1950-х гг. в стране развернулось строительство защитных сооружений МПВО с новыми требованиями защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. Также продолжали переоборудование подвалов различных домов и учреждений по новым требованиям противорадиационной защиты.
Новые убежища-спецподвалы, впоследствии ставшие называться противорадиационными убежищами встроенного типа, стали оснащать фильтро-вентиляционными установками для очистки воздуха от радиоактивной пыли.
Одним из таких убежищ было и это, оборудованное в бывших подвалах одной из старых больниц, которое представляло собой два независимых герметичных блока со своими системами жизнеобеспечения.
Впоследствии система МПВО была преобразована в систему Гражданской Обороны, в 1970-х гг. убежище было модернизировано по новым требованиям, а с распадом СССР стало не востребовано. Денег на его ремонт не выделялось т.к. в страна переживала тяжелейший кризис и со временем защитное сооружение пришло в негодность, а потом было списано и его стали использовать как склад старых архивных документов. К середине 2010-х гг. в него окончательно перестали заглядывать и по сути оно просто стояло много лет закрытым.
Нам же несколько лет назад довелось посетить его по знакомству, благодаря работающему в то время в этой больнице товарищу, который организовал нам небольшую экскурсию в это подземелье.
Спустившись из корпуса больницы мы попадаем в главный тамбур-шлюз, разделяющий два блока убежища.
Отсюда в три стороны ведут гермодвери, когда-то обеспечивавшие шлюзование при входе и должны были предотвращать попадание внутрь отравляющих веществ и радиоактивной пыли благодаря специальным резинкам на полотнах дверей. Дополнительная герметичность обеспечивалась внутренним подпором воздуха, которую создавали работающие фильтро-вентиляционные установки.
К слову, таких гермодверей в убежище было полтора десятка.
Сначала прогуляемся в небольшой блок убежища, предназначавшийся для нетранспортабельных больных. Он сохранился с момента постройки практически в неизменном виде. Разве что проходящие вдоль стен пластиковые трубы говорят о том, что на дворе не 1955 г.
Главный коридор блока упирается в открытый гермоставень шахты аварийного выхода.
Сбоку к коридору примыкал блок помещений.
Здесь в стене основного помещения было ещё пара гермоставней, ведущих в шахту забора воздуха.
Несколько небольших залов для размещения кушеток с больными.
И старая фильтро-вентиляционная установка со столбиком из трёх фильтров-поглотителей ФП-100 с электро-ручным вентилятором ЭРВ-49.
Вообще эта ФВУ должна быть зелёного цвета, а фильтры меняться раз в 10 лет, но здесь их последний раз меняли в 1960-х гг., а потом просто покрасили синей краской.
В конце блока располагалось два простых санузла для мужчин и женщин.
Возвращаемся в главный тамбур, в котором у стены стояло множество старых указателей, которые в угрожаемый период должны были выставляться как в убежище, так и снаружи на поверхности.
И проходим во второй главный блок убежища.
Здесь ФВУ уже более мощная и была модернизирована в 1970-х гг.
Она состояла из трёх столбиков по три фильтра ФП-100, но ещё в 1990-х гг. была разобрана.
Главный коридор блока.
Рядом располагалось ещё одно помещение чистой вентиляции.
Здесь в стене установлена корабельная гермодверь. Видимо при модернизации не нашлось обычной.
Ну а теперь перейдём к бывшим помещениям для укрываемых и кабинетам медсанчасти объекта.
Которые были приспособлены под склады всякого старого хлама.
И архивных документов.
И таких помещений здесь было более десятка. Даже бывший санузел блока приспособили под склад.
Конечно за прошедшие годы большинство этих бумаг пришло в полную негодность и съедены плесенью.
Хотя были ещё более-менее сохранившиеся.
В конце блока мы выходим к ещё одному ряду тамбур-шлюзов.
С множеством гермодверей.
И выходим в большой тамбур с гермодверями, ведущими в блок убежища, эвакуационный выход и второй главный вход с улицы.
Через который и покидаем это убежище. Ну а на этом всё.