Башня №2 береговой батареи №220 на мысе Гамова: гигант фортификации, уничтоженный черметчиками

Башня №2 береговой батареи №220 на мысе Гамова: гигант фортификации, уничтоженный черметчиками

Сегодня мы продолжаем рассказ из нескольких статей о построенной ещё во время Великой Отечественной Войны отдельной береговой башенной артиллерийской батарее №220 из состава Хасанского сектора Береговой Обороны Главной Военно-Морской Базы Тихоокеанского флота, на вооружении которой когда-то было две двухорудийных башенных установки МБ-2-180 с орудиями Б-1-П.

В первой статье мы уже показывали её сохранившийся первый башенный орудийный блок, в котором теперь организован музей, а в этой статье покажем второй блок, судьба которого сложилась куда печальнее.

-2

Историю строительства этой батареи мы уже подробно рассказывали в нашей прошлой статье, так что повторяться не будем, а лишь коротко напомним, что строилась она спешно по сильно упрощённому проекту с 1941 г. и была введена в строй в 1942 г., при этом батарея стояла на боевом дежурстве одновременно достраиваясь вплоть до 1943 г.

Основной задачей этой батареи являлся контроль над входом в залив Посьета и подступов от мыса Гамова до мыса Брюса к западному побережью залива Петра Великого с целью предотвращения высадки десанта противника с моря. Также в задачи батареи входило обеспечение правого фланга минно-артиллерийской позиции, закрывавшей подступы к Владивостоку.

Ну и допишем тогда немного данных, которые не уточнили в прошлой статье:

Калибр орудий этой батареи составлял 180 мм, а длина ствола составляла 57 калибров.

Вес её снаряда достигал 97,5 кг, а порохового заряда 37,5 кг, что позволяло развивать начальную скорость выстрела в 920 метров в секунду и поражать цели на расстоянии до 37 км.

Вес двухорудийной башенной установки составлял 357 тонн, из которых вес её вращающихся частей составлял 278,5 тонн.

Толщина боковой и лобовой брони достигал 203-мм, а крышной бронеплиты 152-мм.

Боевой расчёт батареи составлял 55 человек.

-3

И вот мы на месте у входов в подходные потерны орудийного блока.

-4

Как и в прошлый раз, давайте сначала поднимемся наверх к самой башне.

-5

Точнее тому, что от неё осталось…

-6

Для тех, кто пропустил первую часть, так выглядит первая аналогичная башня этой батареи.

-7

В 2000-х гг. у этой башни мародёры сначала отпилили стволы, а с 2016 г. начали допиливать и саму башню, после чего от неё остались лишь казённые части орудий Б-1П.

-8

До 2016 г. эта башня выглядела так.

-9
-10

Теперь же это ещё более печальное зрелище.

-11
-13
-14

Заглянем в огрызок одного из стволов.

-15

Вообще в интернете пишут,что стволы должны быть лейнированными, но судя по срезу, это были полноценные стволы без лейнеров.

-16

Давайте пройдём под землю через одну из подходных потерн, ведущих к сквознику.

-17
-18

Сверху она имеет лёгкие перекрытия.

-19
-20
-21

Потерна приводит к прямому сквознику, который защищал главный вход в подбашенный орудийный блок.

-22
-23

Вторая потерна.

-24

Она кстати имела боковое помещение.

-25

В котором располагался гальюн.

-26

К слову, в аналогичных батареях, построенных по полноценному проекту, таких помещений в потернах не было.

-27
-28

В сквознике потерны смыкаются у главного входа, который раньше защищала броневая дверь.

-29

Этот блок был построен по ещё более простому проекту чем первый и здесь было гораздо меньше помещений.

-30

На верхнем этаже располагался кубрик, системы фильтро-вентиляции воздуха и комната командира башни.

-31

Здесь сохранилась одна деревянная гермодверь.

-32
-33

А в одном из помещений остался большой фундамент от дизель-генератора, который разместили здесь т.к. блок основной дизель-генераторной электростанции был сдан в эксплуатацию на год позже.

-34
-35

В одном из помещений сохранился и бак для дизельного топлива.

-36

Пройдём в центральную часть этажа.

-37

Где раньше располагался так называемый барабан со снарядным погребом и подъёмниками во внешнем контуре и цилиндрическое перегрузочное отделение.

-38

По центру располагалось перегрузочное отделение с подачной трубой и подъёмными лотками, по которым снаряды с верхнего этажа и пороховые заряды с нижнего этажа подавались наверх в башню.

-39

От лотков лебёдочных тележек остался только один кожух.

-40

Люк на нижний этаж.

-41
-42

Кожух лотка.

-43

Части шарового погона, на котором вращалась башня.

-44

Вернёмся в блок.

-45

И спустимся на нижний этаж по одной из двух главных лестниц.

-46

По которым попадаем в главный коридор и осмотрим этаж по кругу.

-47

Где находились отсеки зарядного погреба, компрессорной станции и калорифера.

-48

В каждом отсеке располагались лотки для подачи пороховых зарядов в центральную часть этажа.

-49
-50

В паре отсеков даже сохранились части стеллажей, где в укупорках хранились заряды.

-51
-52

И если во всех орудийных блоках таких батарей, в т.ч. и первом блоке данной батареи, все отсеки погреба проходят по кругу, то здесь проект сильно изменён и этаж выглядит в форме полукруга.

-53
-54

Выходим обратно в главный коридор нижнего этажа.

-55

Все броневые двери здесь распилены на металл.

-56

Но сохранилась одна деревянная гермодверь.

-57
-58

Теперь перейдём в центральную часть этажа. Раньше вход в него также был защищён броневой дверью.

-59

Здесь под перегрузочным отделением верхнего этажа сохранились остатки нижнего цилиндра с центрирующим штыром.

-60

По кругу к цилиндру выходили лотки подачи пороховых зарядов.

-61

Внутри этого цилиндра когда-то проходили провода и трубы подачи, а снаружи он имел вращающуюся вместе с трубой кольцевую площадку.

-62

Вот собственно и всё, что осталось от этого орудийного блока.

А в следующей статье мы расскажем про мало известный силовой блок батареи, где располагалась основная дизель-генераторная электростанция. Ну а на этом пока что всё.

-63
Комментарии 0
Источник
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий