Сегодня мы продолжаем рассказ из нескольких статей о построенной ещё во время Великой Отечественной Войны отдельной береговой башенной артиллерийской батарее №220 из состава Хасанского сектора Береговой Обороны Главной Военно-Морской Базы Тихоокеанского флота, на вооружении которой когда-то было две двухорудийных башенных установки МБ-2-180 с орудиями Б-1-П.
В первой статье мы уже показывали её сохранившийся первый башенный орудийный блок, в котором теперь организован музей, а в этой статье покажем второй блок, судьба которого сложилась куда печальнее.
Историю строительства этой батареи мы уже подробно рассказывали в нашей прошлой статье, так что повторяться не будем, а лишь коротко напомним, что строилась она спешно по сильно упрощённому проекту с 1941 г. и была введена в строй в 1942 г., при этом батарея стояла на боевом дежурстве одновременно достраиваясь вплоть до 1943 г.
Основной задачей этой батареи являлся контроль над входом в залив Посьета и подступов от мыса Гамова до мыса Брюса к западному побережью залива Петра Великого с целью предотвращения высадки десанта противника с моря. Также в задачи батареи входило обеспечение правого фланга минно-артиллерийской позиции, закрывавшей подступы к Владивостоку.
Ну и допишем тогда немного данных, которые не уточнили в прошлой статье:
Калибр орудий этой батареи составлял 180 мм, а длина ствола составляла 57 калибров.
Вес её снаряда достигал 97,5 кг, а порохового заряда 37,5 кг, что позволяло развивать начальную скорость выстрела в 920 метров в секунду и поражать цели на расстоянии до 37 км.
Вес двухорудийной башенной установки составлял 357 тонн, из которых вес её вращающихся частей составлял 278,5 тонн.
Толщина боковой и лобовой брони достигал 203-мм, а крышной бронеплиты 152-мм.
Боевой расчёт батареи составлял 55 человек.
И вот мы на месте у входов в подходные потерны орудийного блока.
Как и в прошлый раз, давайте сначала поднимемся наверх к самой башне.
Точнее тому, что от неё осталось…
Для тех, кто пропустил первую часть, так выглядит первая аналогичная башня этой батареи.
В 2000-х гг. у этой башни мародёры сначала отпилили стволы, а с 2016 г. начали допиливать и саму башню, после чего от неё остались лишь казённые части орудий Б-1П.
До 2016 г. эта башня выглядела так.
Теперь же это ещё более печальное зрелище.
Заглянем в огрызок одного из стволов.
Вообще в интернете пишут,что стволы должны быть лейнированными, но судя по срезу, это были полноценные стволы без лейнеров.
Давайте пройдём под землю через одну из подходных потерн, ведущих к сквознику.
Сверху она имеет лёгкие перекрытия.
Потерна приводит к прямому сквознику, который защищал главный вход в подбашенный орудийный блок.
Вторая потерна.
Она кстати имела боковое помещение.
В котором располагался гальюн.
К слову, в аналогичных батареях, построенных по полноценному проекту, таких помещений в потернах не было.
В сквознике потерны смыкаются у главного входа, который раньше защищала броневая дверь.
Этот блок был построен по ещё более простому проекту чем первый и здесь было гораздо меньше помещений.
На верхнем этаже располагался кубрик, системы фильтро-вентиляции воздуха и комната командира башни.
Здесь сохранилась одна деревянная гермодверь.
А в одном из помещений остался большой фундамент от дизель-генератора, который разместили здесь т.к. блок основной дизель-генераторной электростанции был сдан в эксплуатацию на год позже.
В одном из помещений сохранился и бак для дизельного топлива.
Пройдём в центральную часть этажа.
Где раньше располагался так называемый барабан со снарядным погребом и подъёмниками во внешнем контуре и цилиндрическое перегрузочное отделение.
По центру располагалось перегрузочное отделение с подачной трубой и подъёмными лотками, по которым снаряды с верхнего этажа и пороховые заряды с нижнего этажа подавались наверх в башню.
От лотков лебёдочных тележек остался только один кожух.
Люк на нижний этаж.
Кожух лотка.
Части шарового погона, на котором вращалась башня.
Вернёмся в блок.
И спустимся на нижний этаж по одной из двух главных лестниц.
По которым попадаем в главный коридор и осмотрим этаж по кругу.
Где находились отсеки зарядного погреба, компрессорной станции и калорифера.
В каждом отсеке располагались лотки для подачи пороховых зарядов в центральную часть этажа.
В паре отсеков даже сохранились части стеллажей, где в укупорках хранились заряды.
И если во всех орудийных блоках таких батарей, в т.ч. и первом блоке данной батареи, все отсеки погреба проходят по кругу, то здесь проект сильно изменён и этаж выглядит в форме полукруга.
Выходим обратно в главный коридор нижнего этажа.
Все броневые двери здесь распилены на металл.
Но сохранилась одна деревянная гермодверь.
Теперь перейдём в центральную часть этажа. Раньше вход в него также был защищён броневой дверью.
Здесь под перегрузочным отделением верхнего этажа сохранились остатки нижнего цилиндра с центрирующим штыром.
По кругу к цилиндру выходили лотки подачи пороховых зарядов.
Внутри этого цилиндра когда-то проходили провода и трубы подачи, а снаружи он имел вращающуюся вместе с трубой кольцевую площадку.
Вот собственно и всё, что осталось от этого орудийного блока.
А в следующей статье мы расскажем про мало известный силовой блок батареи, где располагалась основная дизель-генераторная электростанция. Ну а на этом пока что всё.