Сегодня мы расскажем печальную историю о трагически погибшей 21 октября 1981 г. дизельной подводной лодке С-178 проекта 613В, рубка которой установлена на братской могиле на Морском кладбище во Владивостоке.
История подводной лодки «С-178»:
Свою историю эта средняя подводная лодка берёт с 21 августа 1953 г., когда она была зачислена в списки кораблей Военно-Морского Флота СССР и была сформирован её экипаж, который вошёл в состав 104-й отдельной бригады средних подводных лодок ВМФ.
А 12 декабря того же года лодка была заложена на судостроительном заводе №112 «Красное Сормово» им. А. А. Жданова в городе Горький.
Уже 10 апреля 1954 г. «С-178» была пущена на воду, а в мае для прохождения сдаточных испытаний была переведена по внутренним водным системам в город Молотовск.
20 октября 1954 г. лодка вступила в строй и 29 октября была включена в состав Северного флота, где вошла в состав 297-й бригады 33-й дивизии подводных лодок с местом базирования в городе Полярный.
Весной 1955 г. лодка прибыла в город Мурманск на судоремонтный завод, где для участия в экспедиции особого назначения прошла навигационный ремонт и размагничивание. Тогда для защиты ото льда вместо волнорезов торпедных аппаратов на ней были установлены съёмные дерево-металлические щиты и защита обтекателей гидроакустических станций, а для буксировки ледоколом на ней также были смонтированы буксирные устройства.
После ремонта и модернизации в мае 1955 г. для перехода в составе ЭОН-65 лодка вошла в состав 8-й бригады подводных лодок и в мае выполнила выходы в море при отработке совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах и 7 июля 1955 г. вышла из Екатерининской гавани в составе ЭОН-65 для межфлотского перехода по Севморпути, а 19 августа прибыла на Дальний Восток в бухту Провидения. Во время перехода в проливе Бориса Вилькицкого «С-178» с ещё одной подлодкой были затерты льдами и ледокол «Ермак» из состава ЭОН занимался их освобождением из ледового плена.
После прибытия в пункт назначения с 20 по 27 августа 1955 г. экипаж «С-178» занимался планово-предупредительным ремонтом и водолазным осмотром корпуса подлодки, а 31 августа лодка перешла в бухту Крашенинникова.
В начале сентября 1955 г. «С-178» была зачислена в состав Тихоокеанского флота, где вошла в состав 125-й бригады 10-й дивизии подводных лодок ТОФ, а 1 ноября была включена в боевой состав 2-й линии КчВФл ТОФ.
С 6 по 20 ноября 1956 г. ВМФ СССР был переведён в повышенную боевую готовность из за агрессии Англо-Франко-Израильской коалиции против Египта и возможного открытого вмешательства США и НАТО в эти события. Тогда морские силы ВМФ рассредоточились на свои боевые позиции, в т.ч. и «С-178» под командованием капитана 3-го ранга Ю. С. Сорокина была развёрнута в штормовых условиях у острова Парамушир, где получила повреждения корпуса.
На протяжении последующих пяти лет лодка неоднократно принимала участие в различных учениях, ходила в автономные походы, участвовала в учебно-боевых стрельбах, а также регулярно включалась в боевой состав 1-й линии и обратно во 2-й.
В 1960 г. «С-178» дважды выводилась в резерв во время ремонтов навигационного оборудования и дизелей, а 1 мая 1961 г. лодка перешла в состав 8-й бригады 10-й дивизии подводных лодок, которая 15 июля стала 15-й эскадрой подводных лодок с прежним местом базирования и продолжила службу, выходя в море на учения и боевые дежурства.
А 22 октября 1961 г. лодка перешла в город Большой Камень на судоремонтный завод, где перешла под командование 107-го отдельного дивизиона ремонтируемых кораблей и к 2 октября 1962 г. была модернизирована по проекту 613В.
4 июня 1963 г. лодка была переформирована в состав 72-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок ТОФ и перебазирована в бухту Северная на Военно-Морскую Базу в посёлке Ракушка, где в последующие годы менялась экипажами с другими подлодками и в июле 1971 г. перешла в состав 29-й дивизии 6-й эскадры подводных лодок ТОФ.
С 10 января по 1 марта 1975 г. «С-178» прошла ремонт на «Дальзаводе» в городе Владивосток, где на время ремонта подчинялась 4-й бригаде той же эскадры подводных лодок, а после ремонта продолжила службу в разных морях..
Предпосылки к катастрофе:
А 21 октября 1981 г. из за одновременного стечения нескольких халатных обстоятельств, произошло трагическое событие, когда следуя в бухту Золотой Рог в г. Владивосток у острова Скрыплёва «С-178» столкнулась с рефрижератором «РФС-13» и затонула.
В этот вечер подводная лодка после двухдневного выхода в море для замеров шумности под командованием капитана 3-го ранга В. А. Маранго, возвращалась на базу в надводном положении со скоростью 9 узлов с отличной видимостью и небольшим волнением моря. Лодка шла в смешанном режиме движения, используя левый дизель и правый гребной винт. База была уже близко, поэтому экипаж нарушил правила, оставив для удобства работы дизелистов и электриков открытой переборку между отсеками. В это же время личному составу разносили ужин по боевым постам и открыли ещё одну переборку между 4 и 5 отсеками.
В 19.30 по местному времени «С-178» получила разрешение на вход в бухту Золотой Рог, но для того, чтобы сократить время хода, командиром было принято самовольное решение проложить маршрут в бухту через полигон боевой подготовки ТОФ.
В это же время следующие предпосылки к аварийной ситуации создал оперативный дежурный ОВР Приморской флотилии, давший разрешение на выход из бухты рефрижератору «РФС-13», а также его помощник, который в это же время прибыл с ужина и дал разрешение на вход в бухту подводной лодки. В итоге ни экипаж рефрижератора, ни экипаж лодки, не был проинформированы друг о друге, а оперативный дежурный ОВР не организовал наблюдение за движением судов.
Опять же, в это же самое время, правила нарушил уже старший помощник капитана рефрижератора, который принял самовольное решение о изменении курса, чтобы быстрее выйти из зоны ответственности оперативного дежурного и также вышел на тот же полигон ТОФ, где уже шла подлодка.
Далее вахтенные рефрижератора «РФС-13» всё-таки заметили по встречному курсу огни подлодки «С-178», но приняли их за рыболовный траулер, а на экране локатора подлодки появилась встречная цель, о которой акустик подлодки доложил старпому, но сообщение не дошло т.к. часть экипажа находилась на мостике на перекуре.
По правилам плавания в порту Владивосток, «РФС-13» был обязан уступить путь «С-178», но управлявший судном старпом В. Ф. Курдюков не принял никаких мер. В это же время огни «РФС-13» заметили с подводной лодки и командир отдал команду «Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно!«, но было уже слишком поздно.
Не будем мусолить все эти наевшие оскомину версии про пьянство всех и вся от подводников до дежурных на берегу. И так понятно, что все нарушили всё что можно и виноваты, а мы здесь не для того, чтобы копаться в грязном белье и строить конспирологические теории. Обойдёмся без этого, а просто озвучим известные факты о том, что произошло дальше.
Катастрофа:
Так 21 октября 1981 г. в 19.45 «РФС-13» на скорости 8 узлов ударил на курсовом угле около 25 градусов «С-178» в левый борт в район 6-го отсека, в следствие чего в корпусе подлодки образовалась двухметровая пробоина и отсек был затоплен за считанные секунды, а стоявшие на борту 11 членов экипажа упали в воду.
Буквально через 40 секунд подлодка потеряла плавучесть и стала уходить под воду, затонув на глубине более 30 метров. Вода прибывала в отсеки слишком стремительно, из за чего 4-й, 5-й и 6-й отсеки оставшиеся в лодке члены экипажа загерметизировать не смогли и за последующие полторы минуты в них погибло 18 человек.
В течении 30 минут затопило центральный пост. Другие оставшиеся в живых 26 членов экипажа смогли загерметизироваться в 1 и 2 отсеке, а ещё четверо в 7 отсеке, но туда также слишком быстро поступала вода. Тогда находившийся на борту начальник штаба бригады отдал команду покинуть отсек через верхний аварийный люк, но из за разницы давлений его открыть не смогли. Попытки выйти через торпедные аппараты также не увенчались успехом, а спустя 4 часа связь с отсеком прекратилась. В то же время в носовых отсеках на 26 человек было всего 20 комплектов изолирующих самоспасателей для выхода на поверхность.
В это же время из 11 упавших с борта подлодки в воду на борт рефрижератора смогли поднять только семерых и в 19.57 о произошедшей аварии было сообщено диспетчеру Дальневосточного морского порта, но дежурный ОВР лишь в 20.15 объявил тревогу спасательному отряду и поисковикам, после чего на место трагедии вышли спасательные суда «Жигули» и «Машук», а также спасательная подлодка БС-486 «Комсомолец Узбекистана» проекта 940.
Спасательная операция:
Примерно в 21.00 с борта рефрижератора заметили всплывший спасательный буй лодки, а спустя 50 минут к месту подошли спасательные суда. Руководство спасательной операцией тогда возглавил лично начальник штаба Тихоокеанского флота вице-адмирал Р. А. Голосов.
22 октября в 8.45 впервые в мировой практике подводная лодка БС-486 начала спасение людей с другой затонувшей подводной лодки, но обнаружить «С-178» и занять позицию для начала работы водолазов не получалось в течение 17 часов. За это время БС-486 безрезультатно маневрировала, три раза всплывала и лишь в 23 октября 03.03 обнаружила затонувшую подлодку и водолазы приступили к спасательным работам.
За это время отчаявшиеся подводники с «С-178» уже начали попытки самостоятельного выхода на поверхность, в ходе которых трое из них исчезли по пути, с большой долей вероятности из за работающих гребных винтов при манёврах БС-486.
Только к вечеру на третий день всё-таки начался организованный вывод оставшихся внутри выживших моряков из отсеков, а в 20.30 затонувшую подлодку покинул последний выживший член экипажа — старший помощник капитан-лейтенант Кубынин. За время вывода погибло ещё трое моряков, а всего удалось спасти живьём с затонувшей подлодки 20 членов экипажа.
Последствия:
На следующий день после спасательной операции 24 октября 1981 г. начались работы по подъёму затонувшей подлодки, в ходе которых «С-178» сначала подняли понтонами до глубины 15 метров, а затем отбуксировали в бухту Патрокл и положили на грунт, после чего водолазы в нормальных удобных условиях обследовали отсеки и вынесли из них найденных погибших членов экипажа.
Всего в этой катастрофе погибло и пропало без вести 32 члена экипажа.
В начале ноября 1981 г. «С-178» была поднята на поверхность, где её отсеки были осушены и выгружено остававшееся на борту вооружение, после чего лодку отбуксировали в сухой док «Дальзавода», где после обследования корпуса её восстановление было признано нецелесообразным.
Братская могила:
9 июля 1982 г. «С-178» была исключена из состава Военно-Морского Флота СССР, а 21 октября ограждение её рубки было установлено на Морском кладбище во Владивостоке на братской могиле погибших моряков, где было захоронено 16 моряков-подводников. Ещё 10 членов экипажа были похоронены по месту жительства, а тела шестерых так и не были найдены.
После разбирательств и следственных действий, командир подводной лодки «С-178» капитан 3-го ранга В. А. Маранго и старший помощник командира рефрижератора «РФС-13» В. Ф. Курдюков, были осуждены и получили по 10 лет.
А лишь 19 января 1983 г. её экипаж был расформирован.
Вот такая трагичная история у этой подводной лодки.
Перед рубкой установлены плиты с именами погибших членов экипажа.
Красивый памятник, но печальный.
Вообще не люблю кладбища и стараюсь их посещать как можно реже.
Но на это зашёл специально, чтобы сфотографировать эту рубку.
На самой рубке также есть табличка со всеми именами погибших членов экипажа.
Рубка вид сзади.
И сбоку.
Ну а на этом всё.