Про Алису Орловски пишут меньше, чем про Ильзу Кох или Ирму Грезе. А сколько еще было таких?! Но остановимся пока на одной. Начнем с некоторых любопытных фактов, которые нельзя назвать парадоксами, но они интересны:
1. Женщину, которую знают, как Алису Орловски, звали несколько иначе: Алиса Эллинг. Она благоразумно сменила фамилию, видимо, чтобы, в случае чего, скрыться от правосудия, да и не портить имя предков.
2. Алису называли «образцовой сотрудницей СС», но в этой структуре она не служила. Впрочем, это дела не меняет.
Орловски было за 30, когда она начала ту самую «образцово-показательную» трудовую деятельность. Кто знает, что её мотивировало.
Политика Гитлера? Скорее всего, нет. Ведь можно было спокойно трудиться на благо Германии, занимаясь менее жестокими вещами.
Садистские наклонности? Возможно. По крайней мере, Орловски их вволю проявляла.
Высокое жалование? Многие убеждены, что да. Именно деньги мотивировали Алису стать надзирательницей.
Карьера у неё была отменная. Орловски постоянно повышали в должности и направляли от лагеря к лагерю.
Начала Алиса с Равенсбрюка – еще в Германии, и продолжила в Майданеке (Польша). Там Орловски попалась отличная наставница – Гермина Браунштайнер, которую прозвали «топчущая кобыла». Было за что. А за что именно – можно догадаться. Не стоит останавливаться детально на фашистских зверствах. Впрочем, Гермина и Алиса очень любили набивать газовые камеры дополна. Затем, бросали поверх голов маленьких детей.
В общем, всякое такое в Майданеке происходило…
Далее, Орловски направили в Плашов, где она калечила заключенных. Те теряли возможность трудиться и становились ненужными немцам. Естественно, таких заключенных уничтожали.
Дальше, Алиса работала в Освенциме. В 1945 году Орловски и таким же, как она, поручили важное дело – перегнать заключенных в Лослау. Немцы видели, что всю Польшу скоро захватят советские войска, или, может быть, союзники. В общем, обстановка ухудшалась.
И тут поведение Алисы, которая всегда была жестока с заключенными, изменилось. Она жалела их. Даже спала на земле рядом.
Женщина опомнилась или просто хотела, в случае чего, чтобы на суде о ней говорили хорошо? Скорее – второе. Хотя и первое исключать нельзя.
Люди меняются, переживая какие-то испытания. Возможно, что с Алисой Орловски что-то такое случилось. Кто ж знает?!
В 1945 году Орловски оказалась в лагере Равенсбрюк – там, где начинала свой жестокий путь.
Несколько позже её арестовали и отправили в Польшу. Там судили. Интересно, что на суде, действительно, некоторые бывшие узники концлагерей говорили о том, что Орловски человечно относилась к ним. Это серьезно помогло Алисе. Её лишили свободы, но на относительно небольшой срок – 15 лет. В 1947 году она начала отбывать наказание. И в заключении поведение Орловски было «образцово-показательным». Она даже добилась досрочного освобождения. В 1957 году её отпустили на волю.
Казалось бы, история окончена. Война – дело такое – можно было издеваться над людьми, уничтожать их. За это дали всего-то 10 лет…
Но в мире появился «охотник за фашистами» — Симон Визенталь. Он смог раскопать информацию о том, как вела себя Орловски в концлагерях. И женщину снова готовились судить. Но Господь призвал Алису, которой было на тот момент 73 года, к своему суду. Что было дальше?