Когда-то самой мощной группировкой Эквадора являлись «Choneros». Эти самые «Choneros» враждовали с тюремными бандами – «Cubanos» и «Lagartos». Казалось бы, эту вражду не сможет остановить ничто, но кое-что все-таки сумело: незадолго до наступления нового, 2020-го года, лидеры всех трех банд были убиты.
Особенно сильно ликвидация ударила по «Choneros». Их лидер, Хорхе Луис Самбрано, по прозвищу Раскинья, перед своим уходом в лучший из миров даже не озаботился назначением преемника. Таким образом, самая крупная группировка страны столкнулась с безвластием.
Понимая, что позиции «Choneros» ослабли, засуетились остальные группировки. Мелкие зверьки решили объединиться в стаю, чтобы сообща нанести удар по старому льву. В числе этих мелких группировок была и Lobos.
Lobos, Chone Killers, и Tiguerones – таким был триумвират группировок, которые предпочитали сами себя называть «Nueva Generacion» (Новое поколение). Существует мнение, что такое название у союза появилось неспроста и является отсылкой к печально известному мексиканскому картелю Халиско (Cartel Jalisco Nueva Generacion или сокращенно CJNG). Начиная с 2016-го года стороны взаимно и продуктивно сотрудничали, снабжая друг друга оружием. По странному стечению обстоятельств, Choneros поддерживали точно такие же отношения с картелем Синалоа.
Начиная с февраля 2021-го года Lobos начали целенаправленно кошмарить Choneros. Молодая поросль решила сосредоточиться на уничтожении руководства Choneros, а именно – потенциальных преемников Раскиньи. Так получилось, что все преемники Раскиньи – они известны лишь по своим прозвищам, JR и Fito – находились в тюрьмах и им повезло выжить. Однако в результате спровоцированного бунта погибло около 80 заключенных.
Результат этой схватки обе стороны посчитали ничейным. В сентябре 2021-го года начался следующий раунд противостояния. Правительство не уставало находить в тюрьмах тайники с оружием, но остановить или как-то снизить градус противостояния это не помогало. За одну лишь осень 2021-го года в результате стычек между представителями двух фракций погибло около 120 арестантов. Как на это отреагировало правительство Эквадора? Никак. Точнее, только лишь обвинениями в адрес картеля Синалоа и CJNG. Остановило ли это насилие? Нет.
В 2022-м году градус насилия даже не собирался останавливаться. Уже в апреле, в тюрьме Тури, расположенной рядом с Куэнкой, вспыхнули беспорядки, в ходе которых погибло около 20 человек. Оказалось, что самое деятельное участие в этих беспорядках принял Александр Кесада, один из лидеров банды Lobos, а также Марсело Анчундия, глава группировки R7. Примечательно, что в начале своего «творческого пути» R7 поддерживала Lobos, однако спустя некоторое время отдалилась от них.
Власти отреагировали на это тем, что перевели часть членов обеих банд в другие тюрьмы. По мнению чиновников, это привело бы к замешательству в рядах преступности. Обе банды ответили тем, что спровоцировали настоящую волну насилия в адрес полицейских. Также были выпущены соответствующие брошюры, в которых говорилось о том, что если репрессии не прекратятся, то насилие продолжится.
Нужно заметить, что правительство считает эту идею, с переводом главарей банд в другие тюрьмы, очень перспективной. Но есть также и скептики, по мнению которых эти переводы привели к нежелательному эффекту. Чем больше тюрем посетит лидер группировки, тем больше там появится филиалов банды.
Lobos несколько раз пытались убить наследников Choneros – известно, как минимум, о двух попытках покушения, в декабре 2022-го и феврале 2023-го, на Хуниора Рольдана. Убить его удалось только в марте 2023-го, на территории Колумбии. Обстоятельства его гибели до сих пор неизвестны.
Учитывая, что основные конкуренты уже побеждены, сейчас Lobos никто не мешает приступить к разборкам с более мелкими конкурентами, группировками Fatales и Agilas.
По мнению эквадорских журналистов, лидером группировки Lobos долгое время являлся Вильмер Чаваррия, по прозвищу «Пипо». Что с ним сейчас – никто не знает, даже полиция. Полицейские считают, что Пипо был убит во время тюремного бунта в 2021-м году. Но это лишь один из слухов.
Но вне зависимости от того, жив Чаваррия или нет, сейчас основная власть в банде принадлежит не ему, а Александру Кесаде, по прозвищу «Ариэль». О нем известно не так много, как о других лидерах банд, а именно – что известен Ариэль, в первую очередь, предельно агрессивным поведением. По слухам, именно из-за этого недостатка у Lobos не сложились отношения с группировкой R7. Но, если взглянуть на это с другой стороны, то получается, что благодаря своему характеру Ариэль удерживает возле Lobos группировки Tigerones и Chone Killers.
А ради чего вообще затевались все эти войны? Причина проста. Основным источником дохода для Lobos является доставка кокаина, который мексиканцы покупают у колумбийцев. Как минимум, две трети колумбийского кокаина, перед тем как покинуть Южную Америку, доставляются в эквадорские порты.
Lobos не стоят на месте. Если еще несколько лет назад деятельность группировки заключалась в обеспечении поставок наркотиков и коллекторство, то в последнее время власти Эквадора начали чаще натыкаться на лаборатории по переработке кокаина.
Помимо наркоторговли члены банды, разумеется, не забывают и о более традиционных видах заработка. Вымогательство, грабеж, незаконное хранение огнестрельного оружия – такие обвинения выдвигаются членам Lobos постоянно. А еще группировке принадлежит большая часть нелегальной горной промышленности в стране. Члены Lobos давно и с удовольствием обосновались в провинции Имбабура, где взимают налог в размере 10 % от всех добытых полезных ископаемых.
И, конечно же, благодаря многочисленным взяткам, Lobos господствует во всех тюрьмах Эквадора. Учитывая то, что государство долгое время практически не заботилось о пенитенциарной системе, не вкладывало ни копейки в финансирование тюрем, эту нелегкую ношу на себя взяли банды. Отсутствие должного финансирования привело к тому, что это финансирование начали представлять, в том числе, Lobos. А частые тюремные бунты и столкновения – по сути, продолжение той войны, которая идет на улицах эквадорских городов.
Эксперты, и местные, эквадорские журналисты, считают, что зарубежные связи Lobos не ограничиваются одним только картелем CJNG. По их мнению, особо теплые отношения Lobos поддерживают с преступными группировками из Албании, а также с членами FARC.
Что мы имеем в сухом остатке? По состоянию на 2022-й год, Эквадор занимает третье место в мире по объему изъятого правоохранительными органами кокаина. В последние годы в Эквадоре наблюдается самый высокий рост числа убийств во всей Латинской Америке. Если такое сравнение уместно, то Lobos принесла в страну эдакий «мексиканский» стиль – заказные убийства, демонстративные расправы, нападения на полицейских. Но в отличие от своих товарищей из Мексики, Lobos удалось расширить свою деятельность. Несмотря на огромные барыши, которые приносит транзит наркотиков, немалую прибыль также приносит рэкет и добыча золота.
Правительство Эквадора в этом конфликте пока явно пасет задних. Никакой уверенности в том, что в ближайшие годы ситуация изменится – практически нет. Правительство Эквадора сейчас больше занято борьбой с мексиканскими дипломатами. В апреле этого года эквадорские полицейские ворвались в мексиканское посольство и арестовали посла. Мексика такого жеста не оценила и в ответ разорвала с Эквадором дипломатические отношения.
Сказалось ли это как-то на взаимоотношениях между Lobos и картелем Халиско? Вряд ли, отношения между бандитами куда крепче, чем отношения между политиками.