Потерянная эскадрилья во льдах Гренландии: как самолёты подняли с глубины 75 метров

Гренландия, 1942 год. Восемь американских боевых самолётов летят через Атлантику. Их цель — Европа, но над Гренландией начинается снежный ад. Шторм загоняет их всё ниже, топливо на исходе. Единственный шанс — сесть прямо на ледник.

Это фото часто можно увидеть на форумах любителей теории заговора с подписью "В Антарктиде нашли древний самолет, которому 40 тысяч лет".

Они ещё не знают, что попали в ловушку. Их запрос о посадке перехвачён нацистами. Немцы отправили ложное сообщение и специально завели самолеты не туда.

Через девять дней экипаж спасут. Но самолёты останутся в вечном плену льда.

Казалось бы, конец истории.

Но 50 лет спустя группа энтузиастов решает вернуть эти машины миру. Они уверены, что всё просто: найти, откопать, поднять в воздух. Но когда георадар показывает глубину залегания, становится ясно — лёд не отпустит их так легко.

-2

75 метров.

Как за полвека самолёты ушли под такую толщу? Как один из них удалось вернуть в небо? Давайте разбираться.

Эскадрилья уходит под лёд

15 июля 1942 года шесть истребителей P-38 Lightning и два бомбардировщика B-17 Flying Fortress летели в Великобританию в рамках операции «Болеро». Но над Гренландией их настигла снежная буря.

Заправка в Исландии была отменена из-за шторма. Погода в Гренландии оказалась ещё хуже. А потом — самый неприятный сюрприз. Когда экипажи запросили посадку, им передали, что аэродром затоплен и взлётно-посадочная полоса закрыта.

-3

Позже выяснится неожиданное: сообщение было ложным — американский запрос перехватила немецкая подлодка. Далее с подлодки передали ложную информацию о плохой погоде и закрытой взлетно-посадочной полосе на базе.

Уровень топлива критический. Единственный вариант — посадка на ледник.

Кто-то приземлился удачно, кто-то застрял в снегу, один из самолётов перевернулся. Экипажи оказались посреди льдов.

Чтобы выжить — топили лёд.

Собрали и распределили рационы, рассчитав на две недели. Ходили в солнцезащитных очках, чтобы не повредить зрение от яркого отражения света от снега.

-4

Создали обогреватели из пустых кислородных баллонов и труб двигателя. Жгли масло из двигателей и парашютные ремни для обогрева.

Только через три дня смогли отправить сообщение азбукой Морзе о своем положении. Это их спасло, потому что им стали с самолетов сбрасывать припасы. В то же время — готовилась спасательная экспедиция.

Спасатели на лыжах и собачьих упряжках преодолели почти 30 км по опасной дороге, где во льду были трещины.

И они дождались. Всех спасли. Но самолёты пришлось оставить.

Казалось бы, конец истории.

Забытые, но не навсегда

В 1988 году, после множества безуспешных попыток, георадар наконец засёк самолёты. Теперь оставалось их достать.

-5

Спустя 38 лет после посадки два американца — Патрик Эппс и Ричард Тейлор — решили найти «Потерянную эскадрилью». В их воображении всё было просто: прилетаешь, раскапываешь снег, заливаешь топливо — и улетаешь на антикварных боевых машинах в закат.

Реальность была жестока. За десятилетия самолёты ушли под лёд… на 75 метров. Представьте 25-этажный дом — именно столько льда теперь отделяло самолёты от поверхности. К тому же ледник не просто поглотил их — он сместил их на 5 километров.

Первая попытка извлечь бомбардировщик B-17 окончилась фиаско. Они пробурили ледяную шахту и начали растапливать лёд с помощью специального парового зонда. Всё шло по плану… пока они не увидели, что от B-17 почти ничего не осталось. Давление льда полностью раздавило самолёт.

Тогда стало понятно: если что-то и можно спасти, то только более компактные истребители. P-38 оказался более прочным. Использовали специальный цилиндр с горячей водой, который плавил лёд.

-6

Высота цилиндра — 1,5 м, диаметр — 1,2 м, на нем был установлен конусообразный наконечник, из которого шла горячая вода. Аппарат плавил лед со скоростью 60 см в час. С его помощью удалось создать целую ледяную пещеру вокруг самолёта.

Самолёт оказался в потрясающем состоянии: на приборной панели ещё сохранились наклейки с инструкциями, а патроны выглядели как новые.

Самолет пришлось разобрать на части, каталогизировать каждую деталь и поднимать их на поверхность через узкий ледяной тоннель. Особенно сложной оказалась работа с центральной секцией фюзеляжа, которая весила почти три тонны.

9 лет и 3 миллиона долларов за возвращение в небо

Поднять самолёт — это одно. А вот заставить его снова летать — совсем другая история.

А именно такие амбиции были у его новых владельцев.

Реставрация P-38 заняла 9 лет и обошлась в 3 миллиона долларов. Много деталей удалось восстановить, но некоторые пришлось делать заново, используя прежние, как шаблон.

В 2002 году обновлённый P-38, получивший позывной Glacier Girl (что можно перевести с английского, как Ледниковая девушка), совершил свой первый полёт.

В 2024 году самолет выставляли в музее авиации в Техасе. Сейчас же он вернулся в ангар к своему владельцу — бизнесмену Родни Льюису.

-7

История на этом не заканчивается. В 2018 году поисковики обнаружили второй истребитель P-38 на глубине уже 90 метров. Лед продолжает двигаться, унося остатки эскадрильи все глубже.

Современные технологии – дроны с георадарами, паровые буровые установки, роботизированные системы – дают шанс спасти самолет даже в таких экстремальных условиях.

Комментарии 0
Источник
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий