Основной танк Т-72А ( «Изделие 172М-1») разрабатывался в Нижнетагильском УКБТМ ( Гл. Конструктор- В. Н. Венедиктов) в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16 декабря 1976 года. На вооружение Советской Армии принят приказом Министра обороны СССР № 0103 от 22 июня 1979 года. Основными конструктивными отличиями от танка Т-72 «Урал» являлись:
-
125мм гладкоствольная пушка 2А46 с теплозащитным кожухом ствола и улучшенной конструкцией противооткатных устройств;
-
боекомплект пушки увеличен с 39 до 44 выстрелов за счет увеличения свободного пространства в боевом отделении ( путем смещения перегородки МТО);
-
у наводчика установлен квантовый ( лазерный) прицел-дальномер ТПД-К1, что позволило повысить точность и сократить время измерения дальности до цели в процессе подготовки выстрела ( планировалась также установка ночного прицела пассивно-активного типа ТПН3-49 «Кристалл ПА» с ИК-осветителем Л-4А на ксеноновой лампе, однако, из-за ограничения поставок , большинство серийных машин комплектовалось старыми ночными прицелами ТПН1-49);
-
новая литая башня ( черт. 172. 10. 073сб) с комбинированным наполнителем скул на основе песчаных стержней , что позволило повысить противокумулятивную стойкость при сохранении необходимых показателей трудоемкости и технологичности производства;
-
система защиты от напалма ( тема «Сода»);
-
сплошные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны;
-
многотопливный дизель В-46-6 с улучшенными эксплуатационными характеристиками;
-
механическая планетарная трансмиссия с усиленными БКП;
-
в ходовой части увеличен динамический ход опорных катков ; введены гусеничные цепи с повышенным сроком службы;
-
две дополнительные топливные бочки увеличенного объема ( по 275 литров вместо 200);
-
прибор ночного видения мехвода ТВНЕ-4Б;
-
система дорожной сигнализации.
Большинство из перечисленных узлов и агрегатов на момент принятия танка на вооружение уже были освоены в серийном производстве и применялись на танках Т-72 «Урал». К примеру, прицел-дальномер и новая башня были поставлены на производство в 1977 году ; с июля 1978 ими комплектовались все машины. Система защиты от напалма и новые бортовые экраны введены с 1 января 1979 года. По этой причине точная идентификация ранних Т-72А или поздних Т-72 «Урал» практически невозможна- для этого нужно смотреть заводские формуляры машин. Также интересно, что , например, в книге Д.Г. Колмакова «Тагильская школа. 80 лет в авангарде мирового танкостроения» ( стр.101 ) указано, что производство Т-72А на «Уралвагонзаводе» началось уже в сентябре 1978 года , причем двумя месяцами ранее на конвейер был поставлен «усовершенствованный вариант танка Т-72» , по комплектации практически совпадающий с ранней «А-шкой». По всей видимости, речь идет о предсерийных машинах, выпущенных по спецификации «Изделие 172М-1»- характерная особенность танкового конвейера в Нижнем Тагиле. В дальнейшем аналогичная картина будет наблюдаться и при постановке на производство Т-72Б.
В отличие от танков Т-64Б и Т-80Б, Т-72А не оснащался комплексом управляемого вооружения и автоматизированной СУО. Соответственно, по времени подготовки выстрела и точности исходных данных Т-72А уступали аналогичным показателям танков- конкурентов. Если на машинах , оснащенных СУО 1А33 для производства выстрела наводчику было необходимо только зарядить пушку выбранным типом боеприпаса, замерить дальность до цели и , удерживая на ней прицельную марку нажать кнопку стрельбы ( при этом углы прицеливания и бокового упреждения рассчитываются автоматически), то с Т-72А все несколько сложнее. Прицел-дальномер не отрабатывает углы прицеливания и бокового упреждения. Соответственно, при измерении дальности до цели , прицельная шкалаподнимается или опускается, а значение измеренной дальности высвечивается на цифровом индикаторе справа от прицела. Далее наводчик пультом управления корректирует положение центральной прицельной марки. Суммарная поправка на отклонение условий стрельбы от нормальных вычисляется наводчиком вручную по номограммам, нанесенных на шильдиках ограждения пушки. Поправки на метеоусловия в автоматическом режиме не отрабатываются. Как следствие, время подготовки выстрела на Т-72А достигало 20…23 секунд; на танках Т-64Б/ Т-80Б- не более 18 секунд. Также , в прицеле ТПД-К1 линия визирования имела независимую стабилизацию только в вертикальной плоскости , в то время как прицел-дальномер-прибор слежения 1Г42 имел двухплоскостную стабилизацию линии визирования.
По коэффициенту военно-технического уровня Т-80Б превосходил Т-72А на 15 процентов. В тоже время, харьковские и ленинградские машины были значительно сложнее конструктивно; а дорогостоящие оптико-электронные приборы и элементы комплекса управляемого вооружения сказывались на объемах производства. В результате Т-64Б стоил в 1,5 раза, а Т-80Б-почти в 2,5 раза дороже , чем Т-72А. По количеству выпущенных машин Т-72А превосходил суммарное количество выпущенных Т-72Б и Т-80Б.
Танк дорабатывался и совершенствовался в ходе серийного производства. С момента его начала и до начала 1983 года в его конструкцию были внесены следующие изменения:
-
с 1 января 1981 года устанавливался прицельный комплекс наводчика 1А40-1 с устройством ввода бокового упреждения ( УВБУ), что позволило повысить точность подготовки исходных данных для стрельбы ( хотя удобство работы наводчика и время подготовки выстрела по прежнему оставляли желать лучшего);
-
с 1 октября 1979 года была введена новая конструкция броневой защиты ВЛД корпуса ( перераспределены толщины наружного и тыльного броневых листов ). Внешне новая ВЛД отличалась сокращенным с четырех до трех количеством пулеотбойников перед прибором наблюдения мехвода и формой «декольте»- ослабленной зоны под шахту люка мехвода;
-
с 1 октября 1979 года танки оснащались системой постановки дымовых завес 902А «Туча». В ее состав входили 12 81мм дымовых гранатометов, закрепленных на скулах башни ( семь- на левой; пять -на правой), дымовые гранаты 3Д6 и пульт управления у наводчика;
-
с 1980 года применяется доработанная система ППО с новым огнетушащим составом;
-
с 1980 года в ходовой части применялись новые торсионные валы с повышенными рабочими характеристиками;
-
с 1982…83 года- опорные катки новой конструкции с уменьшенным с восьми до шести количеством стяжных болтов и , соответственно, выштамповок под них.
С 1982 года началась сборка танков Т-72А на Челябинском Тракторном Заводе из машинокомплектов , поставляемых из Нижнего Тагила. Всего по 1985 год включительно в Челябинске собрано более 300 машин ( Общий выпуск Т-72А на «Уралвагонзаводе» составил 5264 единицы).
На машинах выпуска 1983 года введены:
-
с мая — усиленная противонейтронная защита- дополнительный противорадиационный надбой на корпусе и башне, ограждениях пушки а также на рабочем месте мехвода. На левом борту башне крепится дополнительный ящик ЗИП; труба ОПВТ перенесена на кормовой ящик;
-
с июля — дополнительная 16мм бронеплита на ВЛД корпуса;
-
с октября- новая конструкция ВЛД с повышенными показателями защиты;
-
ходовая часть с повышенными характеристиками плавности хода ( увеличен динамический ход опорных катков).
В ходе проведения капитального ремонта на машинах ранних выпусков вводились конструктивные элементы от машин поздних выпусков, а также более современных модификаций. Это касалось установки дополнительной бронеплиты на ВЛД, противонейтронного надбоя на корпусе и башне, бортовых экранов, приспособленных для установки контейнеров навесной динамической защиты «Контакт» , передних резинотканевых откидных щитков- брызговиков, опорных катков раннего и позднего образца ( зачастую, вперемешку) , более современных радиостанций Р-173 и т.д.
В 1982 году на танке Т-72А выпуска июль 1982 года отрабатывалась установка комплекта навесной ДЗ «Контакт». 227 контейнеров с элементами 4С20 крепились на корпусе, башне и бортовых экранах. Танк прошел испытания в 38 НИИ БТТ в подмосковной Кубинке. Ныне эта машина находится в Техническом Центре Парка «Патриот». Из интересных особенностей данного образца можно отметить отсутствие надбоя, хотя на башне уже используется новая схема размещения ЗИП и трубы ОПВТ. На вооружение танк , оборудованный динамической защитой, был принят в январе 1985 года под обозначением Т-72АВ. Переоборудование Т-72А в вариант «АВ» осуществлялось на ремонтных предприятиях Министерства Обороны СССР , хотя , по информации из заслуживающих доверия источников, во второй половине 80-х на конвейере УВЗ также производилась сборка Т-72АВ из заводского задела.
Помимо линейных танков, выпускались командирские ( машина командира батальона). Т-72АК («Изделие 172МК-1») оснащались дополнительной радиостанцией Р-130М КВ- диапазона, аппаратурой навигации и топопривязки ТНА-3, перископической буссолью ПАБ-2М, комплектом антенных устройств на телескопической мачте, бензоэлектрическим энергоагрегатом АБ-1П/30. В связи с размещением дополнительного оборудования, боекомплект пушки был сокращен до 35…36 выстрелов; спаренного пулемета- до 1500 патронов.
На базе Т-72А был разработан ряд опытных машин для отработки различных перспективных систем, узлов и агрегатов. Так, на «Изделии 179» отрабатывался КУВ «Кобра» и автоматизированная СУО 1А33. Доработанный комплекс получил обозначение «Кобра У» ( 9К122). Танк вооружался пушкой 2А46М-3 с газорассеивающим устройством ( подобные устройства применялись также на пушках харьковского «Изделия 447»- будущего Т-64Б). В самом конце 1983 года два опытных образца прошли государственные испытания и были рекомендованы к серийному производству. Однако, объем конструктивных переделок танка был весьма существенным ( в первую очередь, по автомату заряжания), что могло сказаться на темпах производства и внести дополнительные проблемы , связанные с разунификацией танкового парка. Кроме того, комплекс «Кобра» рассматривался как недостаточно перспективный, поэтому на вооружение танк принят не был.
С февраля 1983 по январь 1984 года проходил госиспытания опытный образец танка Т-72А , получивший обозначение «Изделие 177» и оснащенный КУВ 9К120 «Свирь» с лазерно-лучевой системой наведения ракеты. Машина также была рекомендована к принятию на вооружение , однако по итогу этого так и не произошло, а комплекс «Свирь», после необходимых доработок, пошел в серию уже в составе Т-72Б и экспортного Т-72С. Интересно, что машины, оснащенные элементами КУВ «Свирь» ( в частности, ППН 1К13-49) попали в войска и до последнего времени вполне себе активно эксплуатировались. С другой стороны, существует версия, что это обычные Т-72А/АВ , на которые во время капремонта по каким-то причинам был установлен ППН 1К13-49 ( в качестве обычного ночного прицела для стрельбы артвыстрелами ). Но, точных данных по этому поводу у меня нет.
С января по март 1985 года на Т-72А проводилась отработка будущего КОЭП «Штора» ( на тот момент, возможно, еще в макетном исполнении). Однако, уже к концу октября 1986 года, КОЭП успешно выдержал госиспытания и тем не менее продолжал дорабатываться в дальнейшем уже на Т-72Б, а затем на Т-90.
Также, на Т-72А отрабатывались МТО с двигателями повышенной мощности ( например, Барнаульский КД-45-3 мощностью 880 л.с. , В-46Ф мощностью 840 л.с. ) однако до принятия на вооружение по разным причинам дело не дошло.
На Т-72А отрабатывалась система подогрева впускного воздуха ( ПВВ), которая устанавливалась на серийных машинах со второй половины 80-х.
В 1984…85 году на УВЗ и ЧТЗ начался переход к производству более совершенной модификации танка Т-72Б/Т-72Б1. Однако, достаточно большое количество Т-72А/АВ продолжают эксплуатироваться в армиях различных стран Мира, в том числе и в Российской.